16 мая 2025
Стоит ли идти в геймдев в 2025 году
-
Мария МалоуховаАвтор-фрилансер - Редакция
Медиа Нетологии
По результатам опроса, в 2022 году геймдев казался наиболее привлекательной креативной индустрией для трудоустройства россиян от 14 до 35 лет. О желании связать жизнь с этой сферой рассказали 26% опрошенных — каждый четвёртый молодой человек. Тот же 2022-й для геймдева в России стал кризисным: ушли крупные международные компании, геймеры потеряли возможность легально покупать игры на зарубежных площадках — и объём рынка сократился, по данным аналитиков, на 80%.
Однако российский геймдев адаптировался и даже начал развиваться. За счёт чего восстанавливается индустрия, что сейчас происходит в отрасли и какие у неё перспективы — в нашей статье, которая будет полезна тем, кто задумывается о карьере в геймдеве или просто интересуется видеоиграми.
Однако российский геймдев адаптировался и даже начал развиваться. За счёт чего восстанавливается индустрия, что сейчас происходит в отрасли и какие у неё перспективы — в нашей статье, которая будет полезна тем, кто задумывается о карьере в геймдеве или просто интересуется видеоиграми.
По результатам опроса, в 2022 году геймдев казался наиболее привлекательной креативной индустрией для трудоустройства россиян от 14 до 35 лет. О желании связать жизнь с этой сферой рассказали 26% опрошенных — каждый четвёртый молодой человек. Тот же 2022-й для геймдева в России стал кризисным: ушли крупные международные компании, геймеры потеряли возможность легально покупать игры на зарубежных площадках — и объём рынка сократился, по данным аналитиков, на 80%.
Однако российский геймдев адаптировался и даже начал развиваться. За счёт чего восстанавливается индустрия, что сейчас происходит в отрасли и какие у неё перспективы — в нашей статье, которая будет полезна тем, кто задумывается о карьере в геймдеве или просто интересуется видеоиграми.
Однако российский геймдев адаптировался и даже начал развиваться. За счёт чего восстанавливается индустрия, что сейчас происходит в отрасли и какие у неё перспективы — в нашей статье, которая будет полезна тем, кто задумывается о карьере в геймдеве или просто интересуется видеоиграми.
Что случилось с российским геймдевом
В 2022 году из России ушли крупные международные компании, а российским производителям стало трудно продвигаться на зарубежных рынках. Игровая индустрия устроена таким образом, что не может существовать в изоляции: стоимость разработки и маркетинга не покрывается объёмом локального рынка, поэтому многие студии релоцировались из РФ. Оставшиеся оказались в довольно сложной ситуации: лишились не только выхода на глобальный рынок, но и программного обеспечения, на котором была завязана разработка.
- Большинство российских студий на самом деле всегда имели иностранное юрлицо в странах с более комфортными налоговыми условиями и для более удобных условий распространения продуктов на мировом рынке. Игры так устроены, что они изначально продукт вне границ.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Большинство российских студий на самом деле всегда имели иностранное юрлицо в странах с более комфортными налоговыми условиями и для более удобных условий распространения продуктов на мировом рынке. Игры так устроены, что они изначально продукт вне границ.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
В целом российская игровая индустрия в 2022-м практически обнулилась. Необходимо было переориентироваться на внутреннего потребителя и искать выходы на новые международные рынки, в первую очередь — на китайский.
Ситуация осложнялась и тем, что у российского геймдева и до кризиса были преграды для развития. В их числе можно назвать неоднозначное отношение к геймингу в обществе.
Ситуация осложнялась и тем, что у российского геймдева и до кризиса были преграды для развития. В их числе можно назвать неоднозначное отношение к геймингу в обществе.
Как относятся к геймингу в России
Помимо того, что геймдев — значимая часть экономики, исследования говорят о социальной пользе от видеоигр. Эксперименты показали, что игры помогают развивать интеллект и такие софт-скиллы, как умение работать в команде, комплексно оценивать проблемы и находить оптимальные пути их решения, планировать стратегически. Исследователи также выяснили, что дети, которые проводит много времени за видеоиграми, обладают более развитыми социальными и когнитивными навыками, чем их сверстники.
Возможности видеоигр начинают использовать в медицине: для поддержания тонуса мозговой деятельности, восстановления после инсульта, лечения посттравматического стрессового расстройства и даже для диагностики депрессии. Недавний эксперимент подтвердил способность видеоигр снижать уровень стресса и улучшать настроение.
Однако в России до сих пор сильны стереотипы в отношении и геймеров и компаний-разработчиков игр, которые негативно сказываются на образе всей индустрии. Это показало исследование ВЦИОМ.
Оказалось, что в компьютерные игры играют 22% россиян, ещё 21% играли ранее. При этом 57% не играли никогда, и за последние годы доля незнакомых с видеоиграми выросла на 9%. Почти половина опрошенных — 46% — негативно бы восприняли увлечение своего ребёнка или внука киберспортом.
Также исследование выявило довольно низкую популярность игр российского производства: за последние несколько лет в них играли только трое из десяти геймеров.
Конечно, не только негативное отношение к геймингу в обществе тормозило развитие игровой индустрии в России. Отрасль нуждалась в системном финансировании и государственной поддержке. И обстоятельства 2022 года подтолкнули к необходимости решать эти проблемы, чтобы вывести российский геймдев из кризиса.
Возможности видеоигр начинают использовать в медицине: для поддержания тонуса мозговой деятельности, восстановления после инсульта, лечения посттравматического стрессового расстройства и даже для диагностики депрессии. Недавний эксперимент подтвердил способность видеоигр снижать уровень стресса и улучшать настроение.
Однако в России до сих пор сильны стереотипы в отношении и геймеров и компаний-разработчиков игр, которые негативно сказываются на образе всей индустрии. Это показало исследование ВЦИОМ.
Оказалось, что в компьютерные игры играют 22% россиян, ещё 21% играли ранее. При этом 57% не играли никогда, и за последние годы доля незнакомых с видеоиграми выросла на 9%. Почти половина опрошенных — 46% — негативно бы восприняли увлечение своего ребёнка или внука киберспортом.
Также исследование выявило довольно низкую популярность игр российского производства: за последние несколько лет в них играли только трое из десяти геймеров.
Конечно, не только негативное отношение к геймингу в обществе тормозило развитие игровой индустрии в России. Отрасль нуждалась в системном финансировании и государственной поддержке. И обстоятельства 2022 года подтолкнули к необходимости решать эти проблемы, чтобы вывести российский геймдев из кризиса.
Как стали поддерживать российский геймдев
Весной 2022 года прошёл Российский интернет-форум, на котором встретились представители игровой отрасли и государства. После форума дискуссия о проблемах и будущем российского геймдева продолжилась, стали разрабатывать инициативы для поддержки отрасли и даже создавать соответствующие организации.
Поддержка комьюнити и государства
В 2023-м группа предпринимателей и разработчиков создала некоммерческую «Организацию развития видеоигровой индустрии» (РВИ), которая задалась целью объединить профессионалов отрасли — разработчиков, продюсеров, руководителей и собственников компаний, инвесторов — для взаимопомощи и развития российского геймдева. В числе задач РВИ: продвигать значимые для отрасли проекты, создавать положительный образ геймдева в обществе и привлекать в индустрию инвестиции.
РВИ помогает студиям получать финансирование и взаимодействовать с бизнесом, научно-образовательными сообществами и государством, которое начало выделять гранты на проекты с социокультурной значимостью. Вот некоторые некоммерческие организации, которые уже помогают РВИ и, соответственно, всей игровой отрасли:
Многие коммерческие и некоммерческие организации финансово поддерживают оставшиеся в России студии, а также оказывают экспертную, технологическую, просветительскую помощь.
Благодаря «Агентству креативных индустрий» появился акселератор «Фабрика видеоигр», где специалисты геймдев-индустрии могут получить знания и поддержку в разработке своего продукта.
Ростелеком и акселератор Indie Go создали совместный фонд Indie Go Start. Задача — инвестировать в перспективные российские видеоигры, финансируя проект от альфа-версии до релиза. Кроме того, фонд помогает разработчикам развиваться профессионально и продвигать игры, в том числе за рубежом.
Другие крупные игроки IT-сферы тоже видят игры как одно из своих стратегических направлений. Так, продюсерский центр Яндекса «Плюс Студия» объявил, что будет продюсировать две российские видеоигры в жанре RPG. Первая — по книге Ника Перумова «Алмазный меч, деревянный меч», вторая — DISTORTION от студии Game Art Pioneers.
Инновационный центр Сколково запустил подразделение «SK Игры», главная цель которого — наладить взаимодействие между всеми заинтересованными в развитии геймдев-рынка России, включая инди-студии, крупных разработчиков и органы власти. В качестве ещё одной меры поддержки отрасли в Сколкове планируют открыть первый в стране кластер видеоигр и анимации.
РВИ помогает студиям получать финансирование и взаимодействовать с бизнесом, научно-образовательными сообществами и государством, которое начало выделять гранты на проекты с социокультурной значимостью. Вот некоторые некоммерческие организации, которые уже помогают РВИ и, соответственно, всей игровой отрасли:
- «Институт развития интернета»,
- «Президентский фонд культурных инициатив»,
- «Российский фонд развития информационных технологий»,
- «Фонд президентских грантов»,
- «Фонд содействия инновациям»,
- фонд «Сколково».
Многие коммерческие и некоммерческие организации финансово поддерживают оставшиеся в России студии, а также оказывают экспертную, технологическую, просветительскую помощь.
Благодаря «Агентству креативных индустрий» появился акселератор «Фабрика видеоигр», где специалисты геймдев-индустрии могут получить знания и поддержку в разработке своего продукта.
Ростелеком и акселератор Indie Go создали совместный фонд Indie Go Start. Задача — инвестировать в перспективные российские видеоигры, финансируя проект от альфа-версии до релиза. Кроме того, фонд помогает разработчикам развиваться профессионально и продвигать игры, в том числе за рубежом.
Другие крупные игроки IT-сферы тоже видят игры как одно из своих стратегических направлений. Так, продюсерский центр Яндекса «Плюс Студия» объявил, что будет продюсировать две российские видеоигры в жанре RPG. Первая — по книге Ника Перумова «Алмазный меч, деревянный меч», вторая — DISTORTION от студии Game Art Pioneers.
Инновационный центр Сколково запустил подразделение «SK Игры», главная цель которого — наладить взаимодействие между всеми заинтересованными в развитии геймдев-рынка России, включая инди-студии, крупных разработчиков и органы власти. В качестве ещё одной меры поддержки отрасли в Сколкове планируют открыть первый в стране кластер видеоигр и анимации.
• Используйте свои увлечения и таланты с умом — превратите любовь к играм в востребованную профессию
• Вам будут преподавать эксперты игровой индустрии, которые создавали игры для Playrix и Wargaming, сотрудничали с Visa, МТС и Audi
• Начните свой путь в мире игр — выберите одну из специализаций: гейм-дизайнер, разработчик игр на Unity, 3D-художник или 3D-дженералист
• Вам будут преподавать эксперты игровой индустрии, которые создавали игры для Playrix и Wargaming, сотрудничали с Visa, МТС и Audi
• Начните свой путь в мире игр — выберите одну из специализаций: гейм-дизайнер, разработчик игр на Unity, 3D-художник или 3D-дженералист
• Используйте свои увлечения и таланты с умом — превратите любовь к играм в востребованную профессию
• Вам будут преподавать эксперты игровой индустрии, которые создавали игры для Playrix и Wargaming, сотрудничали с Visa, МТС и Audi
• Начните свой путь в мире игр — выберите одну из специализаций: гейм-дизайнер, разработчик игр на Unity, 3D-художник или 3D-дженералист
• Вам будут преподавать эксперты игровой индустрии, которые создавали игры для Playrix и Wargaming, сотрудничали с Visa, МТС и Audi
• Начните свой путь в мире игр — выберите одну из специализаций: гейм-дизайнер, разработчик игр на Unity, 3D-художник или 3D-дженералист
Создание игрового движка и игровой платформы
После того как у российских студий возникли трудности с импортным программным обеспечением и размещением игр на иностранных платформах, стало понятно, что нужны собственные наработки.
Весной 2022 года VK объявила о запуске игровой платформы VK Play, которая взяла на себя распространение российских игр в нашей стране и странах СНГ. Как сообщает компания в своём пресс-релизе, на конец первого квартала 2025-го число зарегистрированных на платформе аккаунтов достигло 51,9 млн, а средняя месячная аудитория составляет 14,4 млн пользователей. При этом VK Play позиционирует себя не как замену Steam, а как удобную альтернативу: для российских разработчиков сервис упрощает публикацию игр, а пользователям даёт возможность покупать игры, запускать их через облачный сервис, участвовать в турнирах.
Ещё VK выпустила бета-версию первого российского игрового движка — Nau Engine. Компания инвестировала в проект миллиард рублей. Это бесплатный движок с открытым исходным кодом: любой разработчик, в том числе начинающий, может использовать его, чтобы создать свою игру. Команда передала техническое развитие проекта Университету ИТМО.
Весной 2022 года VK объявила о запуске игровой платформы VK Play, которая взяла на себя распространение российских игр в нашей стране и странах СНГ. Как сообщает компания в своём пресс-релизе, на конец первого квартала 2025-го число зарегистрированных на платформе аккаунтов достигло 51,9 млн, а средняя месячная аудитория составляет 14,4 млн пользователей. При этом VK Play позиционирует себя не как замену Steam, а как удобную альтернативу: для российских разработчиков сервис упрощает публикацию игр, а пользователям даёт возможность покупать игры, запускать их через облачный сервис, участвовать в турнирах.
Ещё VK выпустила бета-версию первого российского игрового движка — Nau Engine. Компания инвестировала в проект миллиард рублей. Это бесплатный движок с открытым исходным кодом: любой разработчик, в том числе начинающий, может использовать его, чтобы создать свою игру. Команда передала техническое развитие проекта Университету ИТМО.
Повышение статуса гейминга и геймдева в обществе
Чтобы успешно развиваться, сфера видеоигр нуждается в избавлении от стереотипов и негативного отношения, а также в легитимизации на уровне государства и общества. Некоторые шаги в этом направлении делались ещё до кризиса.
В 2001 году Россия первой в мире внесла киберспорт в реестр официальных видов спорта. В 2006-м по ряду причин его пришлось исключить, но через 10 лет киберспорт в стране признали окончательно. С тех пор любой геймер при желании может стать настоящим спортсменом, участвовать в соревнованиях и выигрывать призовые.
Киберспорт может быть достойным ответом окружению геймера, которое со скепсисом относится к его увлечению. При этом с 2022 года киберспортсменов официально обязали заботиться о своей физической форме — Министерство спорта включило бег и приседания в стандарт подготовки киберспортсменов. Можно предположить, что таким образом государство начало работать с опасениями общества по поводу здоровья геймеров и предложило компромисс: хочешь быть киберспортсменом — занимайся физкультурой.
В своём желании побудить геймеров заняться спортом государство пошло и дальше: в 2022-м в стране придумали фиджитал-спорт.
В 2001 году Россия первой в мире внесла киберспорт в реестр официальных видов спорта. В 2006-м по ряду причин его пришлось исключить, но через 10 лет киберспорт в стране признали окончательно. С тех пор любой геймер при желании может стать настоящим спортсменом, участвовать в соревнованиях и выигрывать призовые.
Киберспорт может быть достойным ответом окружению геймера, которое со скепсисом относится к его увлечению. При этом с 2022 года киберспортсменов официально обязали заботиться о своей физической форме — Министерство спорта включило бег и приседания в стандарт подготовки киберспортсменов. Можно предположить, что таким образом государство начало работать с опасениями общества по поводу здоровья геймеров и предложило компромисс: хочешь быть киберспортсменом — занимайся физкультурой.
В своём желании побудить геймеров заняться спортом государство пошло и дальше: в 2022-м в стране придумали фиджитал-спорт.
Фиджитал-спорт — направление, которое соединяет традиционные виды спорта и компьютерные игры. Например, участники сначала соревнуются на хоккейном симуляторе, а затем выходят из-за компьютеров и продолжают матч уже на льду.
В 2023 году фиджитал-спорт включили в реестр официальных видов спорта, а в 2024-м в Казани прошли крупномасштабные международные соревнования — «Игры будущего».
В соревнованиях приняли участие около двух тысяч спортсменов из более чем двухсот стран. Участники разыграли призовой фонд в десять миллионов долларов. Трансляцию вели на всю страну и за рубежом.
В соревнованиях приняли участие около двух тысяч спортсменов из более чем двухсот стран. Участники разыграли призовой фонд в десять миллионов долларов. Трансляцию вели на всю страну и за рубежом.
Среди дисциплин были заявлены не только киберспортивные, в списке также соревнования по спортивному программированию, битвам роботов и гонкам дронов. Источник: «Игры будущего»
«Игры будущего» планируют проводить ежегодно. Вероятно, они призваны не только популяризировать кибер- и фиджитал-спорт, но и снять противоречия в обществе, которые касаются гейминга. А ещё вокруг соревнований уже создают технологическую, экономическую и образовательную инфраструктуру, которая поможет развивать игровые и IT-технологии в России.
В 2024 году государство утвердило концепцию развития фиджитал-движения до 2030-го. Одна из задач — сделать фиджитал-спорт популярным. В планах — создавать фиджитал-центры для молодёжи, проводить научные, деловые и спортивные мероприятия, в том числе отборочные соревнования к очередным «Играм будущего». В 2025 году «Игры» пройдут в Объединённых Арабских Эмиратах, в 2026-м — в Казахстане.
В 2024 году государство утвердило концепцию развития фиджитал-движения до 2030-го. Одна из задач — сделать фиджитал-спорт популярным. В планах — создавать фиджитал-центры для молодёжи, проводить научные, деловые и спортивные мероприятия, в том числе отборочные соревнования к очередным «Играм будущего». В 2025 году «Игры» пройдут в Объединённых Арабских Эмиратах, в 2026-м — в Казахстане.
Как сейчас работают российские студии: релизы и тренды
Геймдев в России сегодня — это в большей степени инди-сегмент, то есть небольшие студии и независимые разработчики. Они работают в сложных условиях перестраивающейся отрасли и пытаются развиваться, в том числе за счёт поддержки государства и сообщества, о которых мы рассказали выше.
- Если говорить про российский сегмент, оставшиеся крупные компании можно посчитать на пальцах одной руки — Lesta, Gaijin Entertainment, Owlcat, Unigine, Cyberia Nova — да и всё вроде бы!
Небольших студий много и становится всё больше. Свято место пусто не бывает, рано или поздно освободившуюся нишу займут другие, времена меняются, и это нормально.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Если говорить про российский сегмент, оставшиеся крупные компании можно посчитать на пальцах одной руки — Lesta, Gaijin Entertainment, Owlcat, Unigine, Cyberia Nova — да и всё вроде бы!
Небольших студий много и становится всё больше. Свято место пусто не бывает, рано или поздно освободившуюся нишу займут другие, времена меняются, и это нормально.
Небольших студий много и становится всё больше. Свято место пусто не бывает, рано или поздно освободившуюся нишу займут другие, времена меняются, и это нормально.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Но наиболее значимые, масштабные проекты разрабатывают крупные студии. И несмотря на кризис в индустрии, у нас случаются или вот-вот произойдут релизы ААА-игр. Конечно, это работа не последних двух лет, тем не менее это показывает, что у российского геймдева накопилось достаточно знаний и опыта, есть финансирование.
ААА-игры — класс компьютерных игр, которые требуют наиболее высоких затрат на разработку и маркетинг. Они отличаются масштабностью, особой проработанностью мира и высоким качеством графики.
Вот некоторые игры, которые уже вышли или выйдут в ближайшее время ↓
- В 2023 году вышел шутер Atomic Heart с советским сеттингом от студии Mundfish. Проекту удалось стать одним из самых заметных на мировом рынке. РВИ включила игру в «Зал славы видеоигровой индустрии в России» вместе с «Космическими рейнджерами» (2002) и «Тетрисом» (1984).
- У студии Owlcat Games в декабре 2023 года вышла ролевая игра по мрачной технофэнтезийной вселенной Warhammer 40,000 — Warhammer 40,000: Rogue Trader.
Тизер к «Земскому собору». Источник: сообщество «Смуты» во ВКонтакте
- Комьюнити ожидает выхода фантастического экшена «Война миров. Сибирь», фолк-хоррора «Лихо одноглазое», MMO-шутера PIONER и «Зари» — симулятора жизни сельского водителя в пост-советском стиле.
Можно предположить, что крупные и дорогие видеоигры будут разрабатываться и дальше. При этом заметен тренд на интерес к истории, культурному коду и идентичности России — на славянский, советский и российский сеттинг. Вероятно, это связано и с государственной поддержкой социокультурных проектов, и с желанием заинтересовать российских геймеров самобытным отечественным продуктом, и с необходимостью выделиться на зарубежных рынках.
«Агентство стратегических инициатив» отмечает три главные тенденции, которым следует российская игровая индустрия:
«Агентство стратегических инициатив» отмечает три главные тенденции, которым следует российская игровая индустрия:
- Растёт объём облачного гейминга, что позволяет выходить на новые рынки и аудиторию.
- Всё чаще в видеоигры внедряют искусственный интеллект — это улучшает пользовательский опыт и снижает стоимость разработки.
- Крупные игроки вне рынка геймдева — Сбер, Самокат, Яндекс — проявляют всё больший интерес к геймификации в своих сервисах.
В целом, российские тренды соответствуют глобальным трендам индустрии.
Какие перспективы у геймдева в России
- После обнуления индустрии на пустое поле приходят новые игроки, которые займут лидирующие позиции в будущем. Мы уже видели это в начале 10-х годов, так что ничего нового не происходит.
С учётом мировых трендов развития интерактивных развлечений, новых игр потребуется больше, значит, будет больше студий, больше рабочих мест.
Что касается рынка игр в России, он формируется. Не так быстро, как хотелось бы, но он будет расти, хотя продукты на этом рынке будут со специфическим контентом, лучше воспринимаемым через нашу идентичность и историю. И это тоже хорошо, так как авторы игр наконец стали больше обращать внимание на социокультурные особенности своего региона, своей страны. Пока появляются первые ростки, впереди нас ждёт расцвет.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
После обнуления индустрии на пустое поле приходят новые игроки, которые займут лидирующие позиции в будущем. Мы уже видели это в начале 10-х годов, так что ничего нового не происходит.
С учётом мировых трендов развития интерактивных развлечений, новых игр потребуется больше, значит, будет больше студий, больше рабочих мест.
Что касается рынка игр в России, он формируется. Не так быстро, как хотелось бы, но он будет расти, хотя продукты на этом рынке будут со специфическим контентом, лучше воспринимаемым через нашу идентичность и историю. И это тоже хорошо, так как авторы игр наконец стали больше обращать внимание на социокультурные особенности своего региона, своей страны. Пока появляются первые ростки, впереди нас ждёт расцвет.
С учётом мировых трендов развития интерактивных развлечений, новых игр потребуется больше, значит, будет больше студий, больше рабочих мест.
Что касается рынка игр в России, он формируется. Не так быстро, как хотелось бы, но он будет расти, хотя продукты на этом рынке будут со специфическим контентом, лучше воспринимаемым через нашу идентичность и историю. И это тоже хорошо, так как авторы игр наконец стали больше обращать внимание на социокультурные особенности своего региона, своей страны. Пока появляются первые ростки, впереди нас ждёт расцвет.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
То, как планируют развивать геймдев в России в ближайшем будущем, показывает «Пятилетняя дорожная карта развития видеоигровой индустрии», которую в марте 2024 года представила РВИ. Как отмечают создатели, это результат двухлетней дискуссии о будущем отрасли между сообществом разработчиков и представителями госсектора: карта основана на рекомендациях и тех и других.
Вот что планируется сделать в ближайшие пять лет для развития геймдева в России — и это не полный перечень ↓
В области технологий:
В области системной поддержки:
В области выхода на новые рынки:
В области образования и подготовки кадров:
Много пунктов дорожной карты посвящены поддержке инди-сектора — очевидно, именно на инди-игры возлагаются большие надежды. И это хорошая новость для начинающих разработчиков и маленьких студий: со своими небольшими проектами они могут претендовать на гранты, получать поддержку, опыт и становиться полноценными участниками рынка.
Вот что планируется сделать в ближайшие пять лет для развития геймдева в России — и это не полный перечень ↓
В области технологий:
- выпустить российские игровые движки — уже выпустили Nau Engine;
- развить платформу браузерных видеоигр AG.ru;
- создать каталог и площадку для продажи российских и зарубежных игр, аналог itch.io;
- выпустить собственную игровую консоль.
В области системной поддержки:
- проводить через акселератор Indie Go не менее 60 команд ежегодно;
- создать фонд для инвестиций в российские студии и проекты;
- создать в регионах видеоигровые хабы, где на льготных условиях будут располагаться офисы разработчиков;
- запустить грантовые программы для начинающих разработчиков с упрощённой процедурой подачи заявок;
- выдавать субсидии тем студиям, которые берут на работу молодых специалистов;
- увеличить объём инвестиций в российский геймдев со стороны крупных компаний и фондов;
- включить российские игры в киберспортивные соревнования, интегрировать их в «Игры будущего».
В области выхода на новые рынки:
- адаптировать к местному контексту и распространять российские игры на открытых рынках Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки;
- снять барьеры для российских разработчиков: лицензировать, адаптировать и продвигать отечественные игры на рынках БРИКС, в первую очередь — в Китае.
В области образования и подготовки кадров:
- создать новые программы в вузах и ссузах, открыть отдельное образовательное учреждение с профилем по геймдеву;
- создать акселераторы инди-команд в регионах, где уже есть несколько успешных студий;
- поддерживать региональные фестивали, премии, конференции и митапы инди-сообщества;
- запускать совместные инициативы с киберфизическим проектом «Берлога» и вовлекать детей в технологическое образование через мобильные игры;
- выпускать учебники по разработке игр и многое другое.
Много пунктов дорожной карты посвящены поддержке инди-сектора — очевидно, именно на инди-игры возлагаются большие надежды. И это хорошая новость для начинающих разработчиков и маленьких студий: со своими небольшими проектами они могут претендовать на гранты, получать поддержку, опыт и становиться полноценными участниками рынка.
- Сейчас время малых проектов: пока индустрия перестраивается, стоит заниматься небольшими короткометражными играми, которые могут принести пусть и небольшую, но достаточную для продолжения деятельности студии прибыль.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Сейчас время малых проектов: пока индустрия перестраивается, стоит заниматься небольшими короткометражными играми, которые могут принести пусть и небольшую, но достаточную для продолжения деятельности студии прибыль.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
По прогнозу консалтинговой компании Strategy Partners, при базовом сценарии в 2030 году российский рынок видеоигр вырастет до 257 млрд рублей — со 187 млрд рублей в 2024-м. Совокупный среднегодовой темп роста, или CAGR, в таком случае составит 5%. Оптимистичный сценарий предполагает рост до 327 млрд рублей при CAGR равном 10%. Авторы исследования пришли к выводу, что трансформация 2022-го создала новые возможности для развития оставшихся в стране студий геймдева, а благодаря государственной поддержке можно говорить о благоприятной долгосрочной перспективе.
Согласно базовому сценарию, рынок будет ежегодно расти на 5%. Источник: исследование Strategy Partners
Что происходит на рынке труда и какие специалисты нужны геймдеву
Кризис отрасли не мог не отразиться на рынке труда: одна часть специалистов релоцировалась вслед за студиями, другая — теряла заказы. Сейчас ситуация всё ещё остаётся непростой.
По результатам исследования Университета Иннополис, среди вызовов, с которыми сталкивается российская игровая индустрия, — нехватка квалифицированных кадров. Её испытывают 35% опрошенных разработчиков.
«Агентство стратегических инициатив» отмечает проблему дефицита именно сеньоров — специалистов с управленческим опытом и бизнес-навыками. За такие кадры конкурируют не только геймдев-компании, но и компании из смежных сфер, например, IT и киноиндустрии. При этом на рынке достаточно начинающих разработчиков.
Что касается спроса на специалистов геймдева, один из самых низких — на гейм-дизайнеров. Тем не менее, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. За 2024 год зарплаты гейм-дизайнеров в России выросли на 30−50%. При этом уровень конкуренции по-прежнему высокий: среди джунов он может достигать 20 человек на место.
Среди обязанностей гейм-дизайнера: проработка игровых механик, геймплея и сеттинга, постановка задач разработчикам и художникам, помощь в тестировании, продвижении игр, работа с настройками, документацией, аналитикой. Junior-специалист может претендовать на зарплату до 60 тысяч рублей.
По результатам исследования Университета Иннополис, среди вызовов, с которыми сталкивается российская игровая индустрия, — нехватка квалифицированных кадров. Её испытывают 35% опрошенных разработчиков.
«Агентство стратегических инициатив» отмечает проблему дефицита именно сеньоров — специалистов с управленческим опытом и бизнес-навыками. За такие кадры конкурируют не только геймдев-компании, но и компании из смежных сфер, например, IT и киноиндустрии. При этом на рынке достаточно начинающих разработчиков.
Что касается спроса на специалистов геймдева, один из самых низких — на гейм-дизайнеров. Тем не менее, ситуация начинает меняться в лучшую сторону. За 2024 год зарплаты гейм-дизайнеров в России выросли на 30−50%. При этом уровень конкуренции по-прежнему высокий: среди джунов он может достигать 20 человек на место.
Среди обязанностей гейм-дизайнера: проработка игровых механик, геймплея и сеттинга, постановка задач разработчикам и художникам, помощь в тестировании, продвижении игр, работа с настройками, документацией, аналитикой. Junior-специалист может претендовать на зарплату до 60 тысяч рублей.
Источник: hh.ru
Зарплата более опытного гейм-дизайнера, с навыками работы над игровым балансом, экономикой и монетизацией проекта уже значительно выше — от 150 тысяч рублей.
Источник: hh.ru
- Гейм-дизайн релевантен и в области геймификации, и тут есть как высокие зарплаты, так и крупные корпорации, создающие целые отделы для геймификации бизнес-процессов. Думаю, в этой области нас ждёт ещё более бурный рост в ближайшие годы.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Гейм-дизайн релевантен и в области геймификации, и тут есть как высокие зарплаты, так и крупные корпорации, создающие целые отделы для геймификации бизнес-процессов. Думаю, в этой области нас ждёт ещё более бурный рост в ближайшие годы.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
У разработчиков игр, которые объединяют все элементы игры в одно целое, востребованность на рынке труда выше. Правда, вилка зарплат от вакансии к вакансии разнится, а многие работодатели вообще её не указывают. В среднем, джун может претендовать на зарплату от 100 тысяч рублей.
Источник: hh.ru
Освойте профессию на курсе
- Изучите актуальную IT-профессию и сможете разрабатывать игры
- Освоите игровой движок Unity и научитесь программировать на C#
- Во время обучения создадите 11 проектов, 6 прототипов в разных жанрах и свою игру
- Изучите актуальную IT-профессию и сможете разрабатывать игры
- Освоите игровой движок Unity и научитесь программировать на C#
- Во время обучения создадите 11 проектов, 6 прототипов в разных жанрах и свою игру
А если ещё не готовы учиться платно, узнайте о профессии больше ↓
Определите, какие навыки нужны для разработки игр, узнаете, сколько времени занимает производство игрового софта и как создать свою первую игру
Познакомитесь с самым популярным движком для создания онлайн-игр и с нуля создадите прототип игры в жанре shooter
2D- и 3D-художники — специалисты, которые отвечают за визуальную часть игры. Их зарплаты в геймдеве, в среднем, чуть ниже зарплат разработчиков. Начинающим художникам предлагают около 70 тысяч, более опытным — от 100 тысяч рублей.
Источник: hh.ru
Источник: hh.ru
- Всё также востребованы разработчики на основных игровых движках — Unity/Unreal Engine, очень нужны технические художники, моделеры-персонажники и 3D-аниматоры, также недостаёт гейм-дизайнеров с уклоном в баланс и монетизацию. На самом деле всегда востребованы квалифицированные специалисты фактически по всем направлениям, но их, увы, очень мало. Есть к чему стремиться!
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Всё также востребованы разработчики на основных игровых движках — Unity/Unreal Engine, очень нужны технические художники, моделеры-персонажники и 3D-аниматоры, также недостаёт гейм-дизайнеров с уклоном в баланс и монетизацию. На самом деле всегда востребованы квалифицированные специалисты фактически по всем направлениям, но их, увы, очень мало. Есть к чему стремиться!
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Резюмируем
В 2022 году российский геймдев практически обнулился. Но за счёт принятых мер — поддержки государства и крупного бизнеса, объединения разработчиков в комьюнити для взаимопомощи — отрасль начала восстанавливаться.
На ближайшие пять лет запланирована масштабная программа развития геймдева. Ожидается выпуск российских игровых движков, запуск собственных игровых платформ и разработка консоли. Планируется поддержать инди-сегмент и всю отрасль грантами и льготами, образовательными инициативами и ивентами.
В целом, геймдев-сообщество работает над увеличением инвестиций в отрасль, которое должно привести к росту количества разработчиков игр и, соответственно, релизов. Ведётся работа над выводом российских продуктов на глобальный рынок.
Рынок труда в области геймдева начинает выходить из кризиса, хотя работодателям по-прежнему не хватает опытных специалистов, а новички сталкиваются с высокой конкуренцией за место. Однако планы по развитию отрасли позволяют предположить, что в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему.
На ближайшие пять лет запланирована масштабная программа развития геймдева. Ожидается выпуск российских игровых движков, запуск собственных игровых платформ и разработка консоли. Планируется поддержать инди-сегмент и всю отрасль грантами и льготами, образовательными инициативами и ивентами.
В целом, геймдев-сообщество работает над увеличением инвестиций в отрасль, которое должно привести к росту количества разработчиков игр и, соответственно, релизов. Ведётся работа над выводом российских продуктов на глобальный рынок.
Рынок труда в области геймдева начинает выходить из кризиса, хотя работодателям по-прежнему не хватает опытных специалистов, а новички сталкиваются с высокой конкуренцией за место. Однако планы по развитию отрасли позволяют предположить, что в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему.
- Я бы рекомендовал начать работать над собственным маленьким проектом или стать участником инди-команды. Возможностей для создания собственных игр сейчас хоть отбавляй. Правда, чтобы сделать действительно заметный и качественный продукт, кто бы мог подумать: надо много учиться, трудиться, развивать креативное мышление и эстетический вкус.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Я бы рекомендовал начать работать над собственным маленьким проектом или стать участником инди-команды. Возможностей для создания собственных игр сейчас хоть отбавляй. Правда, чтобы сделать действительно заметный и качественный продукт, кто бы мог подумать: надо много учиться, трудиться, развивать креативное мышление и эстетический вкус.
- Гейм-дизайнер, инди-разработчик и основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор»
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Медиа Нетологии? Читайте наши условия публикации.
Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Мария Малоухова
Автор-фрилансер
Редакция
Медиа Нетологии
Медиа Нетологии
Оцените статью