14 июня 2024

Как работает наш мозг

Мозг — это сложный орган, который до сих пор изучен не полностью. В нём много зон, нейронов, контактов и отростков, которые отвечают за разные функции. Например, гиппокамп записывает всю информацию за день, которая затем переходит в долговременную память или стирается; лобная кора отвечает за удовольствие здесь и сейчас, а теменная — за мечты.

Чтобы узнать больше, посмотрели интервью с нейрофизиологом Вячеславом Дубыниным о том, как мозг обучается и управляет процессами и что на него положительно и отрицательно влияет, и делимся с вами.

Алёна Хромова

Редактор Медиа Нетологии
Мозг — это сложный орган, который до сих пор изучен не полностью. В нём много зон, нейронов, контактов и отростков, которые отвечают за разные функции. Например, гиппокамп записывает всю информацию за день, которая затем переходит в долговременную память или стирается; лобная кора отвечает за удовольствие здесь и сейчас, а теменная — за мечты.

Чтобы узнать больше, посмотрели интервью с нейрофизиологом Вячеславом Дубыниным о том, как мозг обучается и управляет процессами и что на него положительно и отрицательно влияет, и делимся с вами.
В материале

Как мозг обучается

Когда ребёнок появляется на свет, все нейроны уже стоят на местах. В коре больших полушарий — основной зоне, за счёт которой мы учимся — их 30 млрд. В первые три года жизни нейроны интенсивно выпускают отростки и устанавливают контакты между собой. Ребёнок в 2,5−3 года имеет самую густую нейронную сеть (нейросеть), в которой слабые контакты. То есть поле для обучения невозможно использовать на полную мощь. Со взрослением контакты между нейронами работают лучше. Так в разные зоны мозга человека записывается информация о том, что он делает и чему учится.

Если нейроны простаивают, контакты между ними разрываются. А некоторые нейроны гибнут. За счёт этого нейросеть совершенствуется, то есть мозг учится специализироваться на конкретных задачах — это и есть оптимизация мозга, которая длится до 30−40 лет.

Если много нейронов погибает, тогда нейросеть человека деградирует. Например, так происходит, если заниматься монотонной нетворческой работой — копать ямы с 9:00 до 18:00 каждый будний день. Чтобы изменить ситуацию, нужно:
  • выходить из зоны комфорта,
  • общаться с людьми,
  • учиться,
  • развивать новые идеи,
  • выполнять непривычные действия,
  • получать положительные эмоции.
  • Человеку всю жизнь стоит искать новые хобби или дела, чтобы поддерживать пластичность мозга на оптимальном уровне. Например, учиться играть на гитаре, чтобы нейроны выпустили новые отростки и сформировали сеть контактов. В 60 лет это делать сложнее, чем в 6.
Чтобы учиться было проще:
  • определите потребность и мотивацию, которые включат в работу глубинные стволовые структуры мозга;
  • создайте положительный эмоциональный фон;
  • снизьте визуальный и аудиальный шум;
  • будьте в хорошем физическом состоянии, то есть выспитесь, поешьте и отдохните;
  • повторяйте изученное.
Есть люди, которые не поддаются обучению. Обычно их IQ на уровне 40. Но это редкие случаи, поэтому, если человек говорит, что учёба ему не даётся, скорее всего, дело в отсутствии интереса, лени и тревожности.

Как эмоции влияют на мозг

Работа большинства психических функций на 50−60% зависит от генов. Остальная — от гормонального фона и личного опыта. Многие социальные программы можно тренировать — например, эмпатию, лидерство и любознательность. Важную роль при этом играют эмоции.

Рассмотрим на примере. Человеку достался не самый любознательный мозг, который не получает удовольствия от новой информации. Важно поместить себя в ситуацию, где любознательность подарит положительные эмоции. Так нейросети запомнят источник позитива и будут стремиться возвращаться в похожее состояние. Со временем нужно усложнять задачи, чтобы нейросети не обходились минимальными затратами усилий, то есть не ленились.
  • Важно прислушиваться к себе и заниматься тем, что дарит позитивные эмоции. Если эмоциональный баланс сдвинут в сторону негатива, это выливается в хронический стресс, который приводит к эндокринным, сердечно-сосудистым и иммунным нарушениям.

Как физический труд влияет на мозг

Нашими движениями занимается ⅔ мозга: чтобы управлять мышцами, 60 млрд нейронов из 90 должны быть задействованы. Полезно заниматься разнообразной физической нагрузкой с повышением уровня сложности, чтобы развивать нейросети. Активные движения запускают мозг, сложные — прокачивают энергией. Сокращающиеся мышцы выделяют гормоноподобные молекулы миокины, которые положительно влияют на нейросети, в частности, улучшают работу центров памяти.
  • Лучший вариант для мозга — комбинировать интеллектуальный труд с монотонным и динамическим физическим трудом.

Как мозг управляет процессами и ощущениями

Концентрацией

У каждой зоны мозга есть специфическая функция. Если концентрироваться на монотонной работе, например, только писать программы, будут работать нейроны-специалисты узкой зоны, а остальные — не мешать и подтормаживать.

Поэтому у джунов или мидлов больше нейронов будут активированы: мозгу приходится думать, за что хвататься и как продвигаться по карьерной лестнице.

Самоанализом

Наше представление о себе растёт из детских впечатлений и оценок других людей. Паттерны самоощущения можно изменить, если говорить себе:
  • «Я смогу»,
  • «Я справлюсь»,
  • «Я не боюсь».
На исследованиях в томографе видно, как при позитивных мыслях центры положительных эмоций в мозге включаются и дают человеку энергию.

За самоанализ отвечают небольшие нейросети, которые расположены в ассоциативной теменной коре. А за ощущение успеха — прилежащее ядро прозрачной перегородки, которое занимает пару миллиметров пространства мозга.

Выгоранием

Выгорание — это экономия ресурса из-за стресса, связанного с профессией. По сути, это защитный механизм, который намекает на смену работы.

Человек может формально выполнять задачи, но от общения с ним клиенты и коллеги не получают позитивных эмоций. Одно из классических проявлений выгорания — слова «Это не входит в мою должностную инструкцию!» У человека сдвигается баланс в сторону негативных эмоций, затем ухудшается работа иммунитета, сердца и нарушается сон.

Синдромом самозванца

Синдром самозванца — это ощущение себя не на своём месте. Он связан с иерархией отношений.

Если человек неожиданно для себя поднялся по карьерной лестнице, он может ощущать синдром самозванца. Ему кажется, что ему не хватает компетенций для новой должности. Такое чувство можно объяснить работой миндалины, нейросети которой заставляют человека:
  • стремится быть главным;
  • искать лидера, за которым стоит идти;
  • завидовать другим людям того же уровня.
Получается дисбаланс: с одной стороны, есть стремление быть первым и лучшим, с другой — кажется, что нет этой готовности. При этом параллельно человек наблюдает за коллегами, у которых, как ему кажется, лучше получается выполнять задачи.

Предназначением

Предназначение — это часть потребностно-мотивационной неосознаваемой сферы. Оно может меняться в течение жизни.

Центры биологических потребностей есть в мозге каждого человека, но их активность разная. Во многом она обусловлена родительскими генами. Попасть в предрасположенность — это, по сути, почувствовать предназначение.

Часто профессионалы своего дела описывают явление импрессинга — получения ярких впечатлений, благодаря которым у них сформировался устойчивый интерес к виду деятельности. За эту связь отвечают нейросети. Мозгу необходимо, чтобы дело:
  • нравилось,
  • получалось,
  • было значимо для других людей.
Найдите своё призвание на бесплатном курсе ↓
Научитесь понимать истинные желания

Определите ключевые ценности

Сможете наметить свой карьерный путь с опорой на себя
Научитесь понимать истинные желания

Определите ключевые ценности

Сможете наметить свой карьерный путь с опорой на себя

Резюмируем

Работа мозга зависит не только от генов, но и от наших действий. Поэтому важно комбинировать интеллектуальную и физическую нагрузки, работать и отдыхать, а ещё:
  • кормить мозг интересной информацией,
  • заниматься позитивными делами,
  • контролировать стресс,
  • общаться с друзьями,
  • быть креативным и творческим,
  • открываться новому.
Это поможет нейросетям оставаться более молодыми.
  • Высокая когнитивная нагрузка до 25−30 и после 50−60 лет полезна для профилактики болезни Альцгеймера.

Интервью с Вячеславом Дубыниным на YouTube-канале Нетологии
Читать также
Хотите написать колонку для Медиа Нетологии? Читайте наши условия публикации.

Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Алёна Хромова
Редактор Медиа Нетологии
Оцените статью