Чтобы увеличить аудиторию, повысить узнаваемость бренда и улучшить продажи, компании существенно вкладываются в рекламу, которая не всегда работает эффективно, а иногда даже не окупается.
Поэтому маркетологи всё чаще обращаются к бесплатным способам продвижения, которые имеют долгосрочный эффект, — расскажем про них.
Cначала ― грамотное позиционирование и определение целевой аудитории
Неправильно сформированное УТП и неверно определённая аудитория мешают продажам даже отличного товара. Сотрудникам следует наизусть знать УТП и ЦА продуктов компании — на них строится стратегия продвижения, система лояльности и продажи.
Что нужно сделать
Сформулировать УТП — определить преимущества и проблемы продукта. Для этого можно воспользоваться SWAT или другим проверенным анализом.
Определить сегменты ЦА — сделать точную характеристику аудитории, проанализировать её боли и то, как продукт компании поможет их решить. Также нужно выделить темы, которые интересуют ЦА, и точки соприкосновения.
Улучшить систему лояльности — найти рабочие инструменты для стимулирования первой и повторных покупок. Для этого можно использовать скидки на первую или последующие покупки, накопительные бонусы, бесплатный тест-драйв, пробники, тестовый период, дополнительные или сопутствующие услуги или товары в подарок.
Проверить или разработать воронку продаж — пройти путь потенциального клиента, найти сложные места и исправить их.
А теперь перейдём к тому, что поможет в продвижении компании.
Устранение технических ошибок и логических проблем
Эффект от рекламы сайта компании может быть нивелирован, если не всё в порядке с самим сайтом.
Что нужно сделать
Проверить юзабилити — пользоваться сайтом должно быть просто и удобно. Если клиент не может понять, как найти услугу, сделать заказ или организовать доставку, он уйдёт к конкурентам.
Чтобы избежать этого, надо проанализировать возможные сценарии действий пользователя, найти трудные места и улучшить их. Проверить юзабилити можно попросить сотрудников, знакомых или пользователей в интернете. Подключение Яндекс.Метрики и Вебвизор поможет мониторить посещаемость, искать причины отказа и проблемные места.
Проверить сайт на технические ошибки — погрешности в коде, пустые страницы, битые ссылки, отсутствие метатегов сведут на нет работу с SEO, контентом и рекламой. Поисковые системы будут понижать сайт в выдаче — снизится органический трафик.
Проверить сайт можно через сервисы Яндекс.Вебмастер, Google Search Console, они предоставляют краткий отчёт по основным параметрам и ошибкам.
Сервисы экспресс-аудита — например, Pr-cy.ru, Screaming Frog SEO Spider или Serpstat — покажут более подробную информацию по техническому состоянию сайта, SEO и подскажут, как улучшить сайт.
Все инструменты, о которых идёт речь в этой статье, влияют на продвижение сайта в поиске.
SEO — это поисковая оптимизация или комплексное развитие сайта для повышения его в поисковой выдаче. Подробнее об этом можно почитать здесь.
Юлия Польманн
Сооснователь агентства практического маркетинга Market Entry Atelier
Работая с ограниченным бюджетом на проектах наших клиентов, мы в первую очередь детально изучаем, тестируем и анализируем имеющийся арсенал инструментов.
Сайт проходит контроль на скорость загрузки, наличие ошибок в коде, выявление проблем вёрстки, отображение десктопной и мобильной версий. Вместе с устранением ошибок прописываются заголовки и метатеги страниц, чтобы сайт хорошо выдавался в поисковых системах.
Мы анализируем бренд через лестницу Ханта, чтобы правильно определить и выстроить точки взаимодействия с клиентами.
Расскажу об интересном опыте продвижения одного из наших
клиентов — компании EasyFrancePass, которая помогает бизнесу и частным лицам в вопросах иммиграции, бизнеса, налогов, недвижимости во Франции. Целевая аудитория клиента — русскоязычная аудитория, проживающая во Франции, поэтому поиск был сильно ограничен географией и
выдачей ключевых слов.
Мы проследили путь клиента по аналитике и увидели, что клиенту нужно 5‒6 точек контакта с компанией. Он проводит в среднем 3‒4 минуты на сайте, просматривает 2,9 страницы, далее читает комментарии эксперта компании в СМИ, изучая статьи на соответствующую тему. Наш идеальный клиент анализирует полученную информацию и только после этого возвращается на сайт и заполняет форму заявки на консультацию.
Поэтому мы много работаем с контентом:
- пишем статьи в блог на сайте;
- ведём страницу проекта на vc.ru;
- готовим посты в соцсети на базе регулярных опросов подписчиков о том, какую информацию они хотят получить, с какими проблемами сталкиваются;
- настраиваем таргетинг в соцсетях для привлечения новых клиентов;
- активно работаем с сервисом журналистских запросов Pressfeed.
По результатам еженедельного анализа показателей видим, что выход публикаций в среднем увеличивает трафик на сайт на 15‒20%.
Каждая публикация в СМИ подхватывается другими инструментами коммуникации: о новой статье со ссылкой на источник рассказываем в аккаунтах компании в соцсетях, на сайте, в рассылке клиентам и партнёрам.
Тем самым мы без дополнительных затрат напоминаем о широком спектре компетенций специалистов и высоком уровне их экспертности. Это помогает допродавать услуги и убеждать сомневающихся в принятии решения о сотрудничестве.
Размещение полезного контента в корпоративном блоге
Публикация уникального контента в блоге компании помогает проиндексировать сайт, охватить широкую целевую аудиторию, познакомить клиента с продуктом.
Что нужно сделать
Определить интересные для ЦА темы, которые связаны со сферой деятельности компании. Нужно выделить несколько крупных тем и подобрать к ним ключевые слова с помощью сервисов — например, Яндекс.Вордстата или Keyword Tool.
Наполнять сайт актуальным и качественным контентом. При создании статей по возможности — но не в ущерб качеству — можно использовать подходящие ключевые фразы.
Например, можно рассказать об опыте и истории компании, разобрать кейсы клиентов. Лучше привлечь к созданию материалов экспертов: коллег, партнёров и внешних специалистов, — и дополнить материал видео, иллюстрациями, статистикой, комментариями экспертов.
Использовать контент для других инструментов продвижения. Стоит републиковать материалы в социальных сетях, на Яндекс.Дзене и на YouTube-канале. У этих ресурсов собственные инструменты выдачи и ранжирования, что позволит привлечь аудиторию из разных источников.
Сергей Скнарин
Руководитель компании «МониторингАвто»
Мы работаем в узкой сфере — мониторим коммерческий транспорт. Наши клиенты — это менеджеры, руководители автопарков, директора компаний.
Используем платные и бесплатные инструменты для продвижения: контекстную рекламу, SEO, холодные звонки, email-рассылку, социальные сети. Со временем у нас накопилось достаточно информации, которую мы оформили в формате кейсов и полезных статей, и стали их использовать для рассылок. Именно эти форматы наиболее отозвались клиентам, поэтому мы решили развивать корпоративный блог.
Для блога пишем статьи на интересные для нашей целевой аудитории темы: объясняем законы, разбираем отраслевые новости, делимся кейсами и лайфхаками, рассказываем о работе оборудования, интересных случаях. Этот контент публикуем в блоге, соцсетях, в Яндекс.Дзене и Telegram.
Сейчас блог — это основная страница входа на сайт из поисковых систем. Потенциальные клиенты ищут информацию, заходят на нашу статью из поиска, просматривают 2‒3 страницы, знакомятся с продуктом и оставляют заявку.
С помощью SEO и контента мы вывели сайт на первые позиции в поиске по широким ключевым запросам, а недавно подключили турбо-страницы для лучшей обработки поисковыми системами.
На скриншотах ниже — динамика посещений сайта через поиск с начала продвижения в январе 2019 года и до июля 2021 года.
Кроме SEO и размещения контента на своих площадках делаем и внешние публикации в СМИ.
Через сервис журналистских запросов наши комментарии опубликовали в 17 статьях, в том числе в таких изданиях, как Коммерсантъ, РЖД-Партнёр и Генеральный директор.
Комплексное продвижение даёт долгосрочный и устойчивый эффект.
Общение с аудиторией
Стоит находить новые точки контакта с аудиторией и поддерживать связь с потенциальными клиентами через разные ресурсы. Чем больше присутствие компании в сети, тем выше узнаваемость бренда.
Что нужно сделать
Завести аккаунты в соцсетях для компании и сотрудников — например, владельца — и публиковать полезные статьи, кейсы, новости компании, обзоры, видеолекции, рассказывать о рабочем процессе.
Можно проводить розыгрыши, конкурсы, запускать челленджи, чтобы вовлечь аудиторию и повысить активность подписчиков.
Стоит найти крупные отраслевые сообщества, стать активным пользователем и предлагать материалы для публикации.
Размещать контент и общаться с клиентами — на корпоративных площадках, в обсуждениях на Яндекс.Кью, тематических форумах и отраслевых ресурсах. Лучше выбирать крупные порталы, на которых присутствует целевая аудитория и размещаются новости и материалы по теме компании.
Настроить email-рассылку по клиентской базе. Для её привлечения можно предложить подарок или скидку за подписку. Стоит продумать стратегию по рассылкам. Универсальный способ— комбинировать продающие, полезные и развлекательные письма.
Екатерина Кубрина
Частный мастер
Я мастер-универсал ногтевого сервиса и преподаватель по курсу «Маникюр» в учебном центре. Продвигаю услуги в соцсетях, где стараюсь показать себя как эксперта. Показываю свои работы, даю практические советы и рекомендации — это помогает завоёвывать доверие аудитории.
Использую платные — таргет, марафоны — и бесплатные — комментарии в медиа, конкурсы — инструменты. Это позволяет познакомиться со мной, оценить профессионализм. Также провожу эфиры в Instagram, планирую запустить вебинары на YouTube и начать сотрудничество с блогерами и тематическими пабликами. Я уже работала по бартеру с небольшими блогерами, однако нужно обязательно проверять, насколько живые подписчики у инфлюенсера и вовлечённая аудитория.
Личный бренд — это репутация, которую создаёт специалист. Чтобы успешно развивать личный бренд, лучше заранее определиться с контент-планом. Например, я делюсь советами и рекомендациями, разбираю случаи из практики, публикую работы «до» и «после», провожу обучение.
Публикации в медиа
Упоминание компании в медиа, на отраслевых и новостных ресурсах решает сразу несколько маркетинговых задач:
- повышает узнаваемость и авторитет компании;
- привлекает органический трафик для сайта, прогревает потенциальных клиентов и партнёров;
- увеличивает индекс цитируемости компании и повышает сайт в поисковой выдаче.
Что нужно сделать
Проанализировать отраслевые СМИ, ресурсы, порталы и сообщества — выделить проблемы, которые интересуют ЦА, и выбрать темы, в которых сотрудники компании могут выступить как эксперты.
Найти крупные и средние медиа с подходящей аудиторией и предложить статью для гостевой публикации или список тем, на которые компания может сделать качественный материал.
На некоторых порталах — например, на vc.ru — пользователи могут самостоятельно публиковать статьи. На таких ресурсах стоит завести колонку или блог.
Зарегистрироваться на сервисе журналистских запросов Pressfeed и отвечать на вопросы журналистов в качестве эксперта. Авторы и редакторы из разных медиа ищут продукты для обзоров, авторов-колумнистов и фактуру для статей: комментарии, кейсы, статистику — сервис объединяет все эти запросы.
Эксперты отправляют ответы прямо в карточку запроса и, если комментарий подойдёт, получают упоминание в СМИ.
Компания может бесплатно получить публикацию в разных медиа, в том числе в таких крупных изданиях, как РБК, РИА, Forbes, Коммерсантъ, Известия, Деловой мир, The Village.
О том, как публикации в СМИ помогают продвигать бизнес: приносят трафик и реальные продажи — на примере компании «Стартап под ключ», можно прочитать здесь.
Как отвечать на запросы СМИ
Чтобы привлечь внимание журналиста, рекомендуем написать подробные и интересные комментарии, предложить собственные кейсы, статистику, поделиться опытом и поднять актуальные вопросы.
Стоит указать, почему можно считать компанию экспертом: профессиональные достижения сотрудников, опыт компании и другое.
- Научитесь создавать лояльное сообщество вокруг бренда, чтобы решать конкретные задачи бизнеса
- Под руководством опытных комьюнити-менеджеров подготовите собственную стратегию по развитию сообщества
- После обучения у вас будет возможность получить стажировку у партнёра курса
Сотрудничество с лидерами мнений
Чтобы получить рекламу у блогера, необязательно платить за интеграцию: в качестве подарка можно предложить продукт или услугу и попросить оставить отзыв. Многие могут отказаться от работы по бартеру, но и шанс получить практически бесплатную рекламу тоже есть.
Что нужно сделать
Сформировать список подходящих крупных и средних блогеров. Нужно проверить их аккаунты: посмотреть на качество контента, вовлечённость аудитории, другие рекламные интеграции. Собрать информацию можно вручную или через специальные сервисы, например, GetBlogger или Yoloco.
Составить предложение: коротко описать продукт и его преимущества, чем он может быть полезен блогеру и его аудитории. Также стоит предложить протестировать услугу или получить продукт, обозначить условия сотрудничества.
Разработать эффективную стратегию продвижения можно без больших затрат на рекламу
Бесплатные инструменты позволят повысить узнаваемость бренда, выделиться среди конкурентов, расширить аудиторию, привлечь новых клиентов, обеспечить органический трафик для сайта и поднять его в поисковой выдаче.
Оптимизация сайта, создание качественного контента, работа с медиа и лидерами мнений станет отличным дополнением к таргетингу, контекстной рекламе и другим платным инструментам. А социальные сети и email-рассылки помогут поддерживать контакт с аудиторией.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.