Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Разобраться

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры

Обновили материал 25.09.2023.

Наталья Гараханова, директор по маркетингу в digital-агентстве Black Engine и эксперт курса «Продакт-менеджер» в Нетологии, объяснила, что такое бизнес-модель Остервальдера и как правильно её заполнять — на примерах из «Игры престолов». Материал состоит из пяти частей. Эта четвёртая.

Наталья Гараханова

Наталья Гараханова

Директор по маркетингу в digital-агентстве Black Engine

Бизнес-модель Остервальдера, или Business Model Canvas — это шаблон из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Бизнес-модель Остервальдера

Ключевые ресурсы

Любая компания нуждается в ключевых ресурсах, иначе она не сможет донести свои ценностные предложения для потребителей и выйти на рынок. Ключевой ресурс — актив, который помогает держаться на плаву.

При заполнении этого блока необходимо избавиться от иллюзий и чётко понимать, что вы имеете и какова его ценность. Разные бизнес-модели требуют разных ресурсов. Для успешного бизнеса вам могут понадобиться материальные, финансовые и человеческие ресурсы. В этом блоке важно выявить какие именно.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Джейме Ланнистер захватил ресурсы семьи Тиррелл, чтобы оплатить долги Железному Банку Браавоса

Материальные

К ним можно отнести здания, точки продаж, транспортные средства, производственные мощности. Такие ресурсы — ключевое звено крупных розничных сетей, типа Amazon, и требуют крупных финансовых вложений.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Материальные ресурсы Ланнистеров — утёс Кастерли, одна из сильнейших крепостей Вестероса

Интеллектуальные

Этот тип ресурсов сложнее всего создать, но и приносит он больше прибыли. Случаи, когда логотип, имя или девиз бренда запоминается и в дальнейшем способствует его узнаваемости, нередки. Все торговые марки относятся к интеллектуальной собственности, поэтому крупным компаниям, таким как Coca-Cola, очень важно вкладывать в брендовую рекламу. Она формирует потребительскую лояльность к товару и компании.

Также интеллектуальные ресурсы могут быть в виде программного обеспечения, как у компании Microsoft, накопившей огромное количество патентов.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Интеллектуальные ресурсы Тайвина Ланнистера сделали его самым успешным политиком Вестероса

Человеческие

Человеческие ресурсы важны для проектов, где успех предприятия зависит от правильно подобранной команды, или в исследовательских группах. Особое внимание им уделяется в компаниях, где важен штат специалистов серьёзного уровня.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Петир Бейлиш умел грамотно пользоваться человеческими ресурсами, вовремя производя ребрендинг

Финансовые

Финансовые ресурсы — вид ресурсов, в которых нуждаются компании вне зависимости от сферы. Большинство бизнес-моделей требуют либо наличия изначального капитала, либо финансовых гарантий в виде кредитных линий или фондового резерва, чтобы нанимать сотрудников. Успешный пример здесь покажет компания Ericsson при производстве оборудования для мобильной связи. Умело используя банковские займы, они финансируют разработки по заказам клиентов.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Купец Иллирио Мопатис очень богат и постоянно приумножает своё состояние выгодными инвестициями

Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:

  • Какие ресурсы имеются у нас сейчас?
  • Какие ключевые ресурсы требуются нам для реализации ценностных предложений?
  • При помощи каких ключевых ресурсов мы сможем наладить каналы сбыта?
  • С помощью каких ключевых ресурсов мы сможем увеличить поток доходов?

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры Профессия

Менеджер бизнес‑процессов

Узнать больше

  • Научитесь снижать издержки и помогать бизнесу зарабатывать больше через построение архитектуры бизнес-процессов
  • Сможете самостоятельно проводить аудит, оценивать риски, внедрять улучшения и настраивать продуктивную работу всех подразделений компании
  • Освоите востребованную профессию за 5,5 месяца

Ключевые виды деятельности

Без ключевых видов деятельности работа компании невозможна. Правильное определение видов деятельности способствует реализации ценностных предложений и грамотному выходу на рынок. Говоря проще — это то, чем вы занимаетесь, чтобы поддерживать результативность процессов.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Тирион Ланнистер был хорошим мастером над монетой. Сумел стабилизировать финансовую систему в момент кризиса короны

Например, основной вид деятельности Microsoft — разработка программного обеспечения. А если мы говорим о крупном интернет-магазине, то одним из основных видов деятельности будет поддержание отношений с поставщиками и выстраивание чёткого процесса взаимодействия.

Рассмотрим основные виды деятельности компаний.

Производство

Это разработка нового продукта, внедрение его на рынок либо в нужном количестве, либо в требуемом качестве. Производственная деятельность — основная бизнес-модель для фирм-производителей.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Корабли Грейджоев — самые манёвренные и быстрые в Вестеросе

Разрешение проблем

Клиент приходит к вам за решением проблемы. Консалтинговые компании и больницы — типичный пример представителей организаций в данной сфере деятельности. Здесь ключевую роль играют профессиональные навыки персонала. Эта модель будет успешной, если человеческие ключевые ресурсы у вас на хорошем уровне.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Бейлиш — непревзойдённый мастер по решению деликатных вопросов

Платформы и сети

В таких моделях главным видом деятельности будет та, которая связана с платформой или сетью, где ведётся бизнес. Коммерческие платформы, торговые марки, программное обеспечение — всё это может выступить фундаментом, на котором построена модель. Яркий тому пример — компания e-Bay. Постоянная поддержка платформы сайта в рабочем состоянии обеспечивает функционирование модели.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Широкая сеть информаторов Вариса позволяла находить нужную информацию для любого клиента

Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:

  • Какие виды деятельности имеются у нас сейчас?
  • Каких видов деятельности требуют наши ценностные предложения?
  • При помощи каких видов деятельности мы сможем наладить каналы сбыта?
  • С помощью каких видов деятельности мы сможем увеличить поток доходов?

Ключевые партнёры

Рассмотрим основных поставщиков (или партнёров) для реализации бизнеса. Главное в этом блоке — разобраться, зачем нужны партнёры или поставщики, и какие области бизнеса с их помощью можно улучшить. Одни компании сознательно вступают в партнёрство, чтобы снизить риски, для других поставщики — источник ресурсов.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Наёмник Бронн стал незаменимым партнёром для Джейме Ланнистера, неоднократно спасая его из разных неприятностей

Основные типы партнёрских отношений для построения собственной модели:

  • стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями;
  • соконкуренция: стратегическое партнёрство между конкурентами;
  • совместные предприятия для запуска новых проектов;
  • отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих.

Теперь разберёмся, для чего нам нужны партнёрские отношения.

Оптимизация и экономия в производственной сфере

Мы не можем владеть всеми ресурсами и контролировать все стадии производства продукта. Вступить в партнёрство, снизив издержки, и привлечь ресурсы со стороны — эффективный способ воплощения успешной модели. В качестве примера удачного можно привести сотрудничество компании Sony с производителем оптики Carl Zeiss при создании фотоаппаратов.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Джон Сноу сумел выгодно договориться с Дейенерис Таргариен, получив от неё драконье стекло — ключевой ресурс в войне с Белыми ходоками

Снижение риска

Практически для каждой конкурентной среды характерна неопределённость. Здесь партнёрские отношения помогут выдвинуться на лидерские позиции и снизить уровень риска. Например, формат Blu-ray был разработан именно так: совместно с конкурентными фирмами в области техники, компьютеров и носителей.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Интеллектуальные способности Сэмвелла Тарли помогли Джону Сноу стать лордом-командующим Ночного Дозора и избежать последствий интриг

Поставки ресурсов и совместное ведение дел

Получить доступ к потребителю не так просто. И здесь на помощь может прийти выгодное партнёрство, основанное на получении лицензионных прав. Так, поставщику сотовых телефонов проще вступить в партнёрство с производителем операционной системы и продавать её по лицензии, чем разрабатывать собственную, на которую не хватает ключевых ресурсов.

Как заполнять бизнес-модель Остервальдера: ключевые ресурсы, виды деятельности и партнёры
Джон Сноу в тяжёлой ситуации сумел привлечь на свою сторону Одичалых и вернул родовое гнездо Старков

Вопросы, на которые необходимо ответить при заполнении блока:

  • Кто наши ключевые партнёры сейчас?
  • Кто наши поставщики?
  • Какие ключевые ресурсы мы получаем от партнёров и поставщиков?
  • Какой ключевой деятельностью занимаются наши партнёры и поставщики?

В следующей части рассмотрим, что такое структура издержек и как с ней работать.


В материале использованы кадры из сериала «Игра престолов», 2011–2019, HBO.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Наталья Гараханова

Наталья Гараханова

Директор по маркетингу в digital-агентстве Black Engine

Оцените статью

Средняя оценка 4.8 / 5. Всего проголосовало 9