Обновили материал 20.08.2024.
Социальные сети из места для времяпрепровождения и общения с друзьями превратились в перспективные платформы для поиска клиентов и продвижения товаров и услуг. Сейчас у многих компаний есть не только сайт, но и страница в соцсетях, а малый бизнес чаще всего начинает свой путь именно с сообществ в интернете.
Лояльность аудитории, продажи и многие бизнес-показатели во многом связан с тем, как ведут эти сообщества. Большинство бизнесменов и компаний предпочитает нанимать профессионалов, которые знают, как привлечь новых клиентов.
В этой статье расскажем, чем занимаются SMM-специалисты, сколько получают и где обучаются.
В материале
Чем занимается SMM-специалист
SMM (Social Media Marketing) в переводе с английского языка обозначает «маркетинг в социальных медиа». Задачи SMM-специалиста:
- увеличение узнаваемости бренда,
- привлечение клиентов,
- реклама в соцсетях,
- в некоторых случаях — продажа товаров и услуг.
Сммщик разрабатывает стратегию продвижения, анализирует интересы целевой аудитории, выявляет конкурентов, следит за новыми трендами в нише, подобирает интересный и полезный контент, ведёт диалог с подписчиками, отвечает на вопросы, информирует о скидках и специальных предложениях, формирует позитивный имидж компании.
Читать также
Обязанности и навыки SMM-специалистов
SMM-специалист полностью управляет процессом продвижения компании в медиасообществах. Его работу можно разбить на три крупных блока:
- Выбор соцсети и оформление страницы
Сммщик должен разбираться в особенностях работы в популярных социальных сетях. Это позволяет правильно выбрать площадки для построения бизнеса и выработать успешную стратегию.
На начальном этапе выбирают соцсети, в которых присутствует целевая аудитория, проводят анализ конкурентов, определяют концепцию группы. Специалист самостоятельно или с помощью дизайнера оформляет сообщество, подбирает аватар, обложку, стиль оформления постов.
- Создание постов и публикаций
На странице постоянно появляются новые посты, написанные в соответствии с согласованным контент-планом. SMM-специалист может писать и оформлять их сам либо привлекать других сотрудников. Содержание постов может быть разным: это и новости компании, и оповещения о новых товарах и акциях, и развлекательный контент — розыгрыши и конкурсы для привлечения подписчиков.
Ценные навыки сммщиков — умение писать тексты, работать с картинками и видео, а также искать нужные картинки в интернете. Качественный контент — основа успешного развития сообщества.
Читать также
Ещё специалистам нужно договариваться о сотрудничестве с инфлюенсерами и популярными блогерами, продумывать рекламу в соцсети, чтобы люди могли увидеть услугу или продукт, которые их заинтересуют.
SMM-специалист разбирается в рекламе в социальных сообществах, но непосредственной настройкой и запуском рекламных кампаний в крупных фирмах занимается другой работник — таргетолог.
- Аналитика
Аналитика позволяет определять, насколько хорошо работает выбранная стратегия и вовремя корректировать способ продвижения. Нужно знать всё о веб-аналитике, владеть инструментами, позволяющими анализировать трафик, конверсию, охват публикаций, а также эффективность различных стратегий.
- Погрузитесь в профессию SMM-специалиста и определите, подходит ли вам эта сфера
- Рассмотрите базовые задачи SMM-специалиста, а затем углубитесь в другие направления этой области
- Разберёте карьерный путь SMM-специалиста и узнаете, как можно вырасти до руководителя отдела или проектов
Сколько получает SMM-специалист
Зарплата SMM-специалиста может рассчитываться по-разному: это может быть как фикс (обычно при работе в крупных компаниях), так и попроектная оплата. Расценки индивидуальны и зависят от опыта и компетенций работника, но мы приведём средние числа.
Не стоит забывать, что SMM — это одна из самых простых для входа сфер, и поэтому зарплаты для начинающих специалистов здесь сравнительно небольшие. Стажёры, не имеющие никакого опыта, получают по 15 000 рублей в месяц, молодые специалисты — от 30 000.
Зарплата опытных SMM-специалистов с портфолио успешных проектов в разы больше. Через несколько лет в профессии можно получать более 100 000 рублей в месяц.
Как найти работу
Услуги сммщиков актуальны как для частных лиц, оказывающих услуги либо предлагающие товары собственного производства, так и для крупных компаний. Согласно исследованию Forbes, спрос на специалистов в сфере маркетинга увеличился в 2,5 раза. Количество групп и сообществ в медиа-пространстве стремительно увеличивается, поэтому хорошие работники, способные показать высокий результат, нужны всегда.
Работать можно как в офисе, так и удалённо. Вы сами можете выбрать место работы и график, устроиться на постоянную работу со стабильной заработной платой либо самостоятельно искать клиентов в интернете. Профессия может быть как полноценной работой, так и дополнением к основному заработку. Начать карьеру можно с простого проекта для небольшой фирмы или индивидуального предпринимателя, а через пару лет вести соцсети крупных компаний.
Есть три основных способа поиска работы:
- Через сайты с вакансиями. Здесь можно найти как предложения SMM-агентств, так и компании, которые ищут сммщика в штат.
- На биржах фриланса. Сюда обычно выходят небольшие компании, которые не готовы завести штатного специалиста, но нуждаются в качественном SMM.
- С помощью продвижения собственных услуг в соцсетях. После того, как вы соберёте портфолио, можете начать рекламировать собственные услуги.
Как стать SMM-специалистом
Можно пройти курсы, получить высшее образование или изучить материалы самостоятельно: обо всех вариантах рассказываем подробнее.
Онлайн-курсы
Например, в Нетологии есть курс « SMM-менеджер», где студенты с нуля осваивают профессию, практикуются на реальных задачах и получают обратную связь от наставника и экспертов. У обучения две траектории — базовая на пять месяцев и углублённая на девять месяцев, где предметно изучают развитие личного бренда, управление проектами и таргетированную рекламу. В середине обучения можно попасть на стажировку в реальную компанию и получить рекомендательное письмо или офер. Выпускники получают удостоверение о повышении квалификации и портфолио с шестью проектами.
Существуют курсы сразу с узкой специализацией. Например, в Контур Школе открыли специализированный курс «Ведение социальных сетей в бюджетных организациях», где учат создавать официальные аккаунты организаций во ВКонтакте и в Одноклассниках. Программа подойдёт тем, кто хочет работать в госсекторе.
Бакалавриат
Программ со специальностью «SMM-менеджер» в учреждениях высшего образования нет. Но есть несколько программ, с которыми стать сммщиком будет проще:
- «Технологии продаж и цифровой маркетинг» от РАНХиГС,
- «Продвижение нового бизнеса» от ГУУ,
- «Цифровые маркетинговые коммуникации» от РУДН,
- «Реклама и связи с общественностью в отрасли» от СПбГУ,
- «Реклама в цифровой среде» от ВХУТЕИН.
Самостоятельное обучение
Telegram-каналы
Новости о продвижении бизнеса в соцсетях, советы, анализ ошибок и примеры контента можно найти в популярных каналах: SMMplanner, «Заборчик пинк», «SMM и печеньки», «Саша Чижов (Ex Канал ленивого SMMщика)» и «DNative — блог Ткачука про SMM».
Книги
- «Маркетинг в социальных медиа», Джейн Фоллс и Эрик Декерс. Книга рассказывает, как укрепить и развить свой бизнес. Авторы на личном примере доказывают эффективность использования социальных сетей, блогов и других каналов онлайн-коммуникаций.
- «Жёсткий SMM. Выжать из соцсетей максимум», Дэн Кеннеди и Ким Уэлш-Филлипс. Авторы рассказывают, чем отличается качественный SMM от некачественного, почему стратегии всегда требуют денег и как создать идеальный магнит для лидов и превратить холодный трафик в реальных клиентов.
- «Контент-маркетинг. Стратегии продвижения в социальных сетях», Артём Сенаторов. Эта книга — полный, актуальный и нескучный учебник по SMM. Можно научиться создавать продающий контент для размещения в соцсетях, разработать собственную эффективную стратегию продвижения и активно использовать её в будущем.
YouTube
«Суровый питерский SMM» — Дмитрий Румянцев и Наталия Франкель, создатели и организаторы канала, выкладывают ролики на разные темы маркетинга: от настройки контекстной рекламы и SEO до продвижения на Авито или маркетплейсах, работы в b2b-сегменте и управлении digital-агентствами.
DamirKhalilov — автор Дамир Халилов, основатель SMM-агентства GreenPR, преподаватель ВШЭ, эксперт инкубатора ФРИИ и Технопарка Сколково, рассказывает про Reels, рекламу, продвижение и тренды в соцсетях.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.