18 июля 2025
Что такое брендинг и как создать сильный бренд
По результатам исследования СберМаркетинга и агентства ORO, 54% покупателей выбирают знакомые бренды, даже если предложить им скидку 20% на аналогичные товары других производителей. Это показывает устойчивую привязанность к конкретным брендам, хотя сами покупатели могут в этом не признаваться.
Разбираемся, из чего состоит бренд, как его создать и какую роль в продвижении бизнеса играет брендинг. Статья будет полезна всем, кто задумывается о бренд-менеджменте как о профессиональной сфере, а также тем, кто уже создал или планирует разработать свой бренд.
Разбираемся, из чего состоит бренд, как его создать и какую роль в продвижении бизнеса играет брендинг. Статья будет полезна всем, кто задумывается о бренд-менеджменте как о профессиональной сфере, а также тем, кто уже создал или планирует разработать свой бренд.
Редакция
Медиа Нетологии
По результатам исследования СберМаркетинга и агентства ORO, 54% покупателей выбирают знакомые бренды, даже если предложить им скидку 20% на аналогичные товары других производителей. Это показывает устойчивую привязанность к конкретным брендам, хотя сами покупатели могут в этом не признаваться.
Разбираемся, из чего состоит бренд, как его создать и какую роль в продвижении бизнеса играет брендинг. Статья будет полезна всем, кто задумывается о бренд-менеджменте как о профессиональной сфере, а также тем, кто уже создал или планирует разработать свой бренд.
Разбираемся, из чего состоит бренд, как его создать и какую роль в продвижении бизнеса играет брендинг. Статья будет полезна всем, кто задумывается о бренд-менеджменте как о профессиональной сфере, а также тем, кто уже создал или планирует разработать свой бренд.
- За консультацию при подготовке материала благодарим Александру Калинину — специалиста по брендингу, PR и коммуникациям.
В материале
Что такое бренд и брендинг
Бренд ― образ, с помощью которого рыночный субъект транслирует целевой аудитории, что разделяет её ценности и способен закрыть её боли. Рыночным субъектом в основном выступает компания, но это может быть и отдельный продукт, мероприятие, географическая локация, публичная личность.
Брендинг ― это процесс создания, сохранения и развития бренда. Работа над уникальным образом никогда не прерывается, так как рынок динамичен и ожидания целевой аудитории меняются.
Брендингом занимаются бренд-менеджер, бренд-директор и директор по маркетингу. На разных этапах к работе подключаются другие специалисты: маркетологи, менеджеры по рекламе, продакт-менеджеры, дизайнеры, креаторы, копирайтеры. Над задачами могут работать как штатные сотрудники, так и агентства на аутсорсе.
Иногда наравне с брендингом используют термин «брендирование», но у них разные значения. Брендирование ― это использование уже готовых атрибутов бренда с целью его продвижения: нанесение логотипа, фирменных цветов, шрифтов, иллюстраций на рекламные носители.
Брендинг ― это процесс создания, сохранения и развития бренда. Работа над уникальным образом никогда не прерывается, так как рынок динамичен и ожидания целевой аудитории меняются.
Брендингом занимаются бренд-менеджер, бренд-директор и директор по маркетингу. На разных этапах к работе подключаются другие специалисты: маркетологи, менеджеры по рекламе, продакт-менеджеры, дизайнеры, креаторы, копирайтеры. Над задачами могут работать как штатные сотрудники, так и агентства на аутсорсе.
Иногда наравне с брендингом используют термин «брендирование», но у них разные значения. Брендирование ― это использование уже готовых атрибутов бренда с целью его продвижения: нанесение логотипа, фирменных цветов, шрифтов, иллюстраций на рекламные носители.
Зачем нужен брендинг
Отстроиться от конкурентов
Продукт, за которым не стоит сильный бренд, аудитория расценивает как один из многих. Не чувствуя связи с брендом, клиент легко сменит такой продукт на продукт конкурента, например, если товар не будет доступен в ближайшем магазине или конкурент объявит акцию. Брендинг помогает найти позиционирование — набор отличительных характеристик, позволяющих бренду занять своё место в сознании целевой аудитории. Если бренд выделяется на общем фоне, у потребителей появляется ощущение, что ни один конкурент не даст аналогичный опыт.
Авиакомпания Emirates позиционирует себя как проводника в роскошный образ жизни для тех, кто ценит элегантность, инновации и сервис высокого класса.
Авиакомпания Emirates позиционирует себя как проводника в роскошный образ жизни для тех, кто ценит элегантность, инновации и сервис высокого класса.
В рекламной кампании Emirates актриса Пенелопа Крус демонстрирует, насколько комфортным может быть полёт. Источник: официальный сайт Emirates Airlines
Позиционирование другой авиакомпании, Turkish Airlines, — перевозчик с наиболее широкой географией полётов, открывающий мир для пассажиров.
Рекламные ролики Turkish Airlines раскрывают позиционирование и слоган бренда — Widen your world («Расширяйте свой мир»). Источник: канал Turkish Airlines на YouTube
Повышать и поддерживать узнаваемость
Чем выше узнаваемость, тем больше шансов, что потребитель вспомнит о продукте бренда, делая выбор при покупке. Выделяют три уровня узнаваемости:
- Top of mind — бренды, которые потребитель вспоминает первыми. Например, если речь идёт о смартфонах, на ум мгновенно приходят Apple и Samsung, а если о поисковиках — Google и Яндекс.
- Спонтанная узнаваемость (brand recall) — бренды, которые потребитель может вспомнить без подсказок, отвечая на вопросы в духе «Какие застройщики есть в России?» и «Какие банки вы знаете?».
- Узнаваемость с подсказкой (brand recognition) — бренды, которые вспоминают после подсказки в виде одного из атрибутов, например, логотипа или мелодии из рекламы. Так, отвечая на вопрос об известных марках автомобилей, аудитория может не вспомнить китайский бренд Chery — респондент не назовёт его среди первых и в принципе не включит в свой список. Но если показать логотип Chery, респондент, вероятно, узна́ет и сам логотип, и бренд.
Логотип на автомобилях бренда Chery. Источник: официальный сайт Chery в России
Чтобы повысить узнаваемость, создают значимые ассоциации. Оптика Tom Ford — пример того, как компания работает с узнаваемостью одного из своих продуктов. Бренд делает акцент на износоустойчивости материалов: использует прочный премиальный ацетат и титан для оправ. Так в сознании людей формируется связь «Tom Ford ― элитные очки». Высока вероятность, что человек, который захочет подчеркнуть свой статус с помощью дорогого аксессуара, вспомнит и выберет именно Tom Ford.
В дизайне очков Tom Ford сочетаются классические силуэты и актуальные формы. Логотип в виде буквы «Т» на дужках ― стильный акцент и символ престижа. Источник: Tom Ford Fashion
Повышать ценность продукта в глазах аудитории
Покупатели готовы больше платить за образ, который кажется им привлекательным, даже имея возможность сэкономить, выбрав альтернативный продукт. Исследование UserTesting показало: 68% потребителей продолжат покупать у любимого бренда, даже если тот поднимет цены на 25%.
Тем не менее, повышать цены стоит только после того, как у бренда появится лояльная аудитория. Тогда можно использовать механизм положительного подкрепления: например, в коммуникации апеллировать к таким качествам, как самоуважение и гордость собой. Дорогой продукт будут воспринимать как награду, которую человек заслужил.
Внутренний монолог клиента при этом примерно такой: «Я молодец, поэтому могу позволить себе первоклассный сервис», «Я хорошо трудился и достоин купить то, что мне на самом деле нравится», «Я проницательный, поэтому умею отличить качественную вещь».
Тем не менее, повышать цены стоит только после того, как у бренда появится лояльная аудитория. Тогда можно использовать механизм положительного подкрепления: например, в коммуникации апеллировать к таким качествам, как самоуважение и гордость собой. Дорогой продукт будут воспринимать как награду, которую человек заслужил.
Внутренний монолог клиента при этом примерно такой: «Я молодец, поэтому могу позволить себе первоклассный сервис», «Я хорошо трудился и достоин купить то, что мне на самом деле нравится», «Я проницательный, поэтому умею отличить качественную вещь».
Выстраивать доверие
Бренд формирует связь между бизнесом и аудиторией. Выбранный образ транслируют во всех точках соприкосновения — от витрин и билбордов до постов в социальных сетях и рекламных роликов.
Последовательность со временем создаёт доверие и авторитет в глазах аудитории. Верный себе бренд воспринимают как надёжный, гарантирующий качество. Вокруг такого бренда формируется лояльное комьюнити поклонников продукта.
Последовательность со временем создаёт доверие и авторитет в глазах аудитории. Верный себе бренд воспринимают как надёжный, гарантирующий качество. Вокруг такого бренда формируется лояльное комьюнити поклонников продукта.
Coca-Cola с 1931 года транслирует образ доброго волшебника Санта-Клауса в своих рождественских кампаниях. Красно-белая палитра, узнаваемая мелодия и поезд, везущий подарки, передают атмосферу праздника. Источник: официальный сайт Coca-Cola
Начать карьеру в брендинге или понять, как развивать свой бренд, поможет программа Нетологии ↓
• Научитесь создавать узнаваемые бренды и строить коммуникацию с аудиторией
• На практике разберётесь, как формировать стратегию развития бренда
• Разработаете свой проект вместе с экспертами и защитите его
• На практике разберётесь, как формировать стратегию развития бренда
• Разработаете свой проект вместе с экспертами и защитите его
• Научитесь создавать узнаваемые бренды и строить коммуникацию с аудиторией
• На практике разберётесь, как формировать стратегию развития бренда
• Разработаете свой проект вместе с экспертами и защитите его
• На практике разберётесь, как формировать стратегию развития бренда
• Разработаете свой проект вместе с экспертами и защитите его
Первые шаги в брендинге можно сделать бесплатно ↓
• Узнаете, какие навыки нужны, чтобы создавать и продвигать бренды
• Составите представление о работе бренд-менеджера
• Получите гайд по созданию бренда
• Составите представление о работе бренд-менеджера
• Получите гайд по созданию бренда
• Узнаете, какие навыки нужны, чтобы создавать и продвигать бренды
• Составите представление о работе бренд-менеджера
• Получите гайд по созданию бренда
• Составите представление о работе бренд-менеджера
• Получите гайд по созданию бренда
Каким бывает брендинг
Продуктовый брендинг
Цель ― создать уникальный образ конкретного продукта, чтобы он выделялся среди продуктов-конкурентов, привлекал аудиторию и мог попасть в топ среди аналогов. Часто компании запускают продуктовый брендинг при создании новой линейки или коллекции.
Компания Melon Fashion Group, которой принадлежит бренд Love Republic, анонсирует запуск отдельного продукта с собственным брендингом — линии Love Republic Premium. Источник: официальный сайт Melon Fashion Group
Корпоративный брендинг
Создают единый образ компании для клиентов, партнёров и сотрудников. Бренд охватывает все аспекты бизнеса и работает на широкую общественность. Примеры крупных корпоративных брендов в России ― Аэрофлот, Газпром, Коммерсантъ.
Пример корпоративного брендинга от Huawei: компания транслирует свою глобальную роль без привязки к конкретному продукту. Источник: официальный сайт Huawei в России
Персональный брендинг
Наличие персонального бренда означает, что у публичной личности есть нечто уникальное, позволяющее ей выделяться в медийном пространстве: экспертность, опыт, достижения, талант или просто умение зацепить аудиторию и привлечь её внимание, например эпатажным поведением. Персональный брендинг позволяет монетизировать интерес аудитории к персоне — продавать с помощью тщательно продуманного образа.
Так, бренд косметики Rare Beauty строится вокруг персонального бренда его основательницы — певицы и актрисы Селены Гомес. Но речь необязательно о знаменитостях мирового или национального масштаба: личный брендинг важен для эксперта в любой нише, чтобы эффективно продвигать услуги, например в социальных сетях. Персональный бренд может быть у врача, юриста или дизайнера интерьера.
Так, бренд косметики Rare Beauty строится вокруг персонального бренда его основательницы — певицы и актрисы Селены Гомес. Но речь необязательно о знаменитостях мирового или национального масштаба: личный брендинг важен для эксперта в любой нише, чтобы эффективно продвигать услуги, например в социальных сетях. Персональный бренд может быть у врача, юриста или дизайнера интерьера.
Пример личного бренда эксперта. Источник: официальная страница психолога Александра Шахова во ВКонтакте
Территориальный брендинг
Формирует привлекательный для целевой аудитории образ страны, региона, города. Целевая аудитория разнообразна: от жителей и туристов до крупных инвесторов, способных вложиться в строительство инфраструктуры. Но в большинстве случаев бренд развивают, чтобы создать в глазах потенциальных туристов образ места, не похожего ни на одно другое и поэтому обязательно достойного посещения. Так что территориальный брендинг часто становится синонимом туристического.
Благодаря брендингу публика воспринимает Дубай как место встречи инновационных технологий и традиций Ближнего Востока, греческий Санторини — как остров романтики с белыми домами на фоне синего моря, а Камчатку — как край вулканов, где можно прикоснуться к дикой природе.
Благодаря брендингу публика воспринимает Дубай как место встречи инновационных технологий и традиций Ближнего Востока, греческий Санторини — как остров романтики с белыми домами на фоне синего моря, а Камчатку — как край вулканов, где можно прикоснуться к дикой природе.
У Сочи, как у одного из популярных в России направлений, есть туристический бренд с собственным узнаваемым логотипом — ротондой. Источник: официальный туристический портал города Сочи
Событийный брендинг
Актуален при продвижении мероприятия ― бизнес-форума, фестиваля или спортивного соревнования. Организаторы формируют у аудитории предвкушение того опыта, который получит участник, гость на площадке или зритель, наблюдающий за мероприятием онлайн. Аудитория считывает единый образ во всех точках, где соприкасается с мероприятием, — от взгляда на афишу до погружения в атмосферу на стадионе.
Примеры событийных брендов в России — музыкальные фестивали «Дикая мята» и «Нашествие», Петербургский международный экономический форум, балет «Щелкунчик» в Большом театре.
Примеры событийных брендов в России — музыкальные фестивали «Дикая мята» и «Нашествие», Петербургский международный экономический форум, балет «Щелкунчик» в Большом театре.
Бренд фестиваля «Дикая Мята» транслирует образ молодого меломана, для которого важны яркие впечатления и дух свободы. Источник: сообщество «Дикой Мяты» во ВКонтакте
Из чего состоит сильный бренд
Бренд называют сильным, если:
- Большинство целевой аудитории обладает совокупностью представлений о бренде, то есть сформировали для себя конкретный образ.
- Этот сложившийся в сознании аудитории образ — именно такой, какой бренд хотел сформировать. Например, нельзя назвать сильным бренд, который стремится быть романтичным и утончённым, если целевая аудитория воспринимает его как строгий и старомодный.
Сильный бренд — тот, который производит неизгладимое впечатление, как только начинает говорить. А говорит он регулярно, да ещё так, что хочется сохранить его реплики, картинки, песни и видео себе в заметки.
Сильный бренд состоит из четырёх слагаемых: платформы, коммуникационной архитектуры, регулярной коммуникации и стратегии развития
Сильный бренд состоит из четырёх слагаемых: платформы, коммуникационной архитектуры, регулярной коммуникации и стратегии развития
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Сильный бренд — тот, который производит неизгладимое впечатление, как только начинает говорить. А говорит он регулярно, да ещё так, что хочется сохранить его реплики, картинки, песни и видео себе в заметки.
Сильный бренд состоит из четырёх слагаемых: платформы, коммуникационной архитектуры, регулярной коммуникации и стратегии развития.
Сильный бренд состоит из четырёх слагаемых: платформы, коммуникационной архитектуры, регулярной коммуникации и стратегии развития.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Платформа бренда
Платформа бренда, или бренд-платформа, — структурированная смысловая часть бренда, которая создаёт основу для всех коммуникаций. Её изображают в виде состоящей из элементов пирамиды, где база — это рынок и целевая аудитория, а вершина — суть бренда. Бренд-платформу также часто называют пирамидой бренда — это синонимы.
Платформа нужна, чтобы:
Платформа нужна, чтобы:
- Структурировать данные о бренде.
- Конкретизировать и наглядно показать идентичность бренда — то, что делает его уникальным и конкурентоспособным.
- Ответить на вопросы: «Что бренд предлагает аудитории?», «Во что верит?», «Какой у него характер?» и другие.
- На основе единых смыслов разработать коммуникационную архитектуру — от ключевого сообщения до фирменного стиля.
Есть разные версии бренд-платформы, в том числе упрощённые: например, не все бренды продумывают архетип и расписывают ситуацию потребления. Мы рекомендуем придерживаться полной версии из девяти элементов.
Платформа бренда представляет собой пирамиду — от базовых элементов до верхнеуровневых. Её можно изобразить в Figma или другом графическом редакторе
Разберём, что включает платформа бренда.
- Рынок — в какой нише запускаем бренд, какую географию охватываем, что предлагаем и с кем конкурируем.
- Целевая аудитория — описание группы людей, которых хотим заинтересовать и кому будут адресованы наши коммуникационные сообщения. Характеристики объединяют в персону — портрет типичного представителя аудитории с его привычками, образом жизни и потребностями. Со временем целевая аудитория может меняться: фестиваль Coachella долгое время целился в миллениалов, но примерно с 2024 года переориентировался на зумеров.
Целевая аудитория — это не всегда и не только про демографию. Каждый бренд выделяет те характеристики, которые считает наиболее значимыми.
Додо Пицца называет главный сегмент своей целевой аудитории преобразователями. Ключевые характеристики преобразователей — проактивность и высокая требовательность. Источник: брендбук Додо Пиццы
- Ситуация потребления — обстоятельства, при которых контактируют с брендом: стоя в очереди к кассе в супермаркете, отдыхая с семьёй вечером перед телевизором или планируя отпуск. Например, целевая аудитория кофейни, находящейся рядом с университетом, может забегать за кофе по дороге на лекции.
- Главный инсайт — неочевидная и до сих пор не закрытая боль аудитории. Инсайт формулируют так: «Я хочу, но не могу, потому что есть препятствие». Первая часть — мотивация, вторая — та самая боль, решение которой бренд транслирует в коммуникации. За слоганом Just do it стоит инсайт, найденный Nike в 1988 году: «Я хочу заниматься спортом, но боюсь, что у меня не получится».
Важно помнить: инсайт часто отличается от того, что потребители говорят открыто. Например, Procter & Gamble, выясняя мотивацию покупательниц стирального порошка, на вопрос о причинах покупки обычно слышали такой ответ: «Хочу, чтобы ребёнок был опрятным». Оказалось, что за этим стоит другая, глубинная боль — желание женщины показать всем, что она хорошая мать.
Найти инсайт можно, анализируя поведение пользователей, работая с фокус-группами и проводя глубинные интервью. - Обещания — выгоды, которые получит целевая аудитория. Бывают рациональными и эмоциональными. Первые более прямолинейны и апеллируют к разуму: «В машине с комфортом разместится большая семья». Эмоциональные обещания относятся к чувствам, которые испытывает пользователь продукта или сервиса: «С такой машиной моя семья в безопасности, поэтому я спокоен».
- RTB, или reasons to believe, — веские причины верить обещаниям бренда. Тоже делятся на рациональные и эмоциональные. В первом случае важны доказательства: реальные отзывы от пользователей, гарантии, патенты, сертификаты, фотографии товара. Во втором работает сильная реклама, которая демонстрирует ту самую ключевую эмоцию.
На упаковке Snickers указаны основные ингредиенты: нуга, арахис и карамель. Они ассоциируются с высокой калорийностью, которая даёт чувство сытости. Это рациональная причина доверять бренду. Эмоциональная RTB — реклама, которая показывает, как герой перекусывает, чтобы восполнить энергию, не отвлекаясь от дел. - Ценности и миссия. Ценности — это убеждения и идеалы, которые публично отстаивают. Как показывает исследование Amazon Ads, 79% потребителей с большей вероятностью купят продукт компании, ценности которой совпадают с их собственными. Например, сеть гипермаркетов Лента декларирует такие ценности, как скорость и целеустремлённость, мастерство и ответственность, уважение и забота, командная работа и фокус на клиента.
Миссия бренда — это глобально и социально значимая цель существования бренда, его предназначение вне рамок бизнеса. Это цель, которой невозможно достичь, но к ней важно постоянно двигаться. Миссия помогает лучше доносить ценности, вдохновлять команду и поклонников бренда.
Миссию формулируют по методу MTP (massive transformative purpose).
Это значит, что она должна быть:- глобальной и амбициозной (massive);
- меняющей (transformative) — направленной на значительные изменения в индустрии, обществе, на планете в целом;
- мотивирующей (purpose) — чётко отвечающей на вопрос «Зачем?», объединяющей и вдохновляющей.
На примере X5 Group видно, что миссия — недостижимая, но глобальная, значимая для общества и вдохновляющая цель. Источник: официальный сайт X5 Group
- Архетип бренда — символическая персона, которую бренд в себе воплощает. Архетип помогает бренду быть последовательным и запоминающимся в коммуникации. В классической концепции выделяют 12 архетипов: среди них предсказуемый и дружелюбный Приятель, дерзкий и беззаботный Шут, отважный Герой, Волшебник, исполняющий мечты. Так, Burger King — яркий пример Бунтаря, а Disney — Волшебника.
Часто выразителем архетипа становится маскот — персонаж, который представляет бренд в коммуникациях. Маскотом ориентированных на молодёжь продуктов Сбера стал СберКот, воплощающий архетип Приятеля — этот архетип ещё называют «Славный малый» или «Свой парень».
Маскот Сбера — СберКот — простой, дружелюбный, придерживается неформального стиля общения. Источник: официальный сайт Сбера
- Суть бренда — кратко сформулированная ключевая идея. Часто становится слоганом или его основой. В ней отражают позиционирование компании на рынке, уникальную ценность, закрывающую инсайт. Суть бренда BMW — удовольствие от вождения, бренда Volvo — безопасность на дороге.
- Платформа выполняет роль фундамента. Он никому не виден после окончания строительства, но без него любая башня может превратиться в Пизанскую. Поэтому платформа должна быть целостной, как компоненты цемента, и заглублённой в среду. Если сегмент рынка — это грунт, то тут могут быть свои оползни и затопления, которые нужно учитывать на стадии проектирования.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Платформа выполняет роль фундамента. Он никому не виден после окончания строительства, но без него любая башня может превратиться в Пизанскую. Поэтому платформа должна быть целостной, как компоненты цемента, и заглублённой в среду. Если сегмент рынка — это грунт, то тут могут быть свои оползни и затопления, которые нужно учитывать на стадии проектирования.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Коммуникационная архитектура
На платформу опирается вторая составляющая сильного бренда — коммуникационная архитектура. Это совокупность ключевых сообщений и правил их использования. Если бренд-платформа отвечает на вопрос «Кто мы?», то коммуникационная архитектура — «Как мы транслируем это вовне?».
Коммуникационная архитектура позволяет:
Коммуникационная архитектура позволяет:
- донести до аудитории суть бренда, его ценности и преимущества;
- унифицировать коммуникацию и быть последовательными.
Элементы коммуникационной архитектуры — это система сообщений, голос бренда, креативная концепция, нейминг и фирменный стиль.
Система сообщений
Cообщения бренда — это краткие формулировки, на базе которых строят все креативы. Система включает одно ключевое сообщение и три производных от него.
Ключевое сообщение формулируют на основе элементов платформы: сути бренда, ценностей, обещаний, RTB, инсайта аудитории. Например, ключевое сообщение бренда Dove — за настоящую красоту.
Из ключевого сообщения выводим три сообщения, каждое из которых воздействует на свой канал восприятия:
Ключевое сообщение формулируют на основе элементов платформы: сути бренда, ценностей, обещаний, RTB, инсайта аудитории. Например, ключевое сообщение бренда Dove — за настоящую красоту.
Из ключевого сообщения выводим три сообщения, каждое из которых воздействует на свой канал восприятия:
- Рациональное сообщение воздействует на разум. Оно передаёт факты и рассказывает о пользе: натуральный состав подчёркивает естественную красоту.
- Эмоциональное воздействует на чувства через ценности: все женщины красивы от природы.
- Эмпирическое относится к физическим ощущениям и транслирует пользовательский опыт через отсылки к текстуре, аромату, вкусу, звукам: мягкая кожа, к которой приятно прикасаться.
В креативе ВкусВилла есть все виды сообщений: рациональное — доступность, эмоциональное — забота о здоровье, эмпирическое — вкусная еда. Источник: официальный сайт ВкусВилла
- Ошибка — пренебречь эмпирическим сообщением. Если рациональное и эмоциональное присутствует почти у всех, то послание, в котором для нас создают атмосферу, часто забывают включить в архитектуру. Будет ли клиентам тепло или холодно, потянет выпечкой или терпкими нотами гриля, каким окажется вкус. Если это отразить в архитектуре, то такое сообщение будет и в брифе, после попадёт на биллборд, в ролик или радиопередачу, а из них — в сознание потенциального клиента. И, может, захотев укутаться вечером в плед, он вспомнит про бренд, а ещё через несколько минут уже закажет товар на маркетплейсе.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Ошибка — пренебречь эмпирическим сообщением. Если рациональное и эмоциональное присутствует почти у всех, то послание, в котором для нас создают атмосферу, часто забывают включить в архитектуру. Будет ли клиентам тепло или холодно, потянет выпечкой или терпкими нотами гриля, каким окажется вкус. Если это отразить в архитектуре, то такое сообщение будет и в брифе, после попадёт на биллборд, в ролик или радиопередачу, а из них — в сознание потенциального клиента. И, может, захотев укутаться вечером в плед, он вспомнит про бренд, а ещё через несколько минут уже закажет товар на маркетплейсе.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Голос бренда
Голос бренда, или tone of voice (ТoV), — уникальный стиль коммуникации. Состоит из четырёх элементов:
- Характер бренда. Его проще всего описать, опираясь на архетип и посмотрев на бренд как на личность. Например, бренды с архетипом Героя — смелые, волевые, энергичные.
- Тональность — манера общения, которая отражает характер бренда. Может быть официальной или непринуждённой, серьёзной или смешной, подчёркнуто уважительной или дерзкой, сдержанной или восторженной.
- Язык — свойственный бренду лексикон, важные правила употребления слов и фраз: используют ли молодёжный сленг, допускают ли узкопрофессиональные термины, как относятся к англицизмам.
- Цели коммуникации — это эмоции, которые сообщения бренда должны вызывать у аудитории: развеселить, удивить, вдохновить.
Панибратский, дерзкий голос бренда на примере Авиасейлс. Источник: сообщество Авиасейлс во ВКонтакте
- Ещё одна ошибка в коммуникационной архитектуре ― не придумать голос бренда. Если он говорит обычным литературным или простым разговорным языком, то сообщения не отложатся в памяти. Нужны словечки, обороты и фишки, форматы и жанры для сообщений. Ведь если задуматься, всего лишь репозиция слов в предложениях делает мастера Йоду узнаваемым, не нужна даже озвучка.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Ещё одна ошибка в коммуникационной архитектуре ― не придумать голос бренда. Если он говорит обычным литературным или простым разговорным языком, то сообщения не отложатся в памяти. Нужны словечки, обороты и фишки, форматы и жанры для сообщений. Ведь если задуматься, всего лишь репозиция слов в предложениях делает мастера Йоду узнаваемым, не нужна даже озвучка.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Креативная концепция
Чтобы коммуникация была эффективной, важно быть заметными и запоминающимися. За это отвечает третья часть коммуникационной архитектуры — креативная концепция.
В основе креативной концепции лежит big idea, или большая идея бренда. Так называют главную креативную идею, способную быстро и понятно доносить суть бренда в рекламных кампаниях.
Чтобы прийти от сути к большой идее, начинают с метафоры — промежуточного звена. Это выразительное сравнение, раскрывающее суть бренда. Например, суть бренда Milka — самый нежный шоколад. Метафора бренда — нежный, как альпийское молоко. Метафору придумывают, задавая вопрос «Как что?» или «Как кто?»:
В основе креативной концепции лежит big idea, или большая идея бренда. Так называют главную креативную идею, способную быстро и понятно доносить суть бренда в рекламных кампаниях.
Чтобы прийти от сути к большой идее, начинают с метафоры — промежуточного звена. Это выразительное сравнение, раскрывающее суть бренда. Например, суть бренда Milka — самый нежный шоколад. Метафора бренда — нежный, как альпийское молоко. Метафору придумывают, задавая вопрос «Как что?» или «Как кто?»:
- Автомобиль, быстрый как кто? Как мустанг.
- Бельё, чистое как что? Как морозный воздух.
Рекомендуем не использовать ассоциации первого порядка — те, что сразу приходят в голову, в духе «белый как снег»: скорее всего, их уже неоднократно использовали, и выделиться не получится. Лучше сгенерировать как можно больше вариантов метафоры во время брейншторма, а затем из них выбирать наиболее интересные и необычные.
Большая идея ёмко и наглядно передаёт метафору. В случае с Milka большая идея — это корова Лила, пасущаяся в альпийских лугах. В big idea метафора оживает: становится уникальным, ярким образом, игрой слов и смыслов.
Большая идея ёмко и наглядно передаёт метафору. В случае с Milka большая идея — это корова Лила, пасущаяся в альпийских лугах. В big idea метафора оживает: становится уникальным, ярким образом, игрой слов и смыслов.
Большая идея бренда Milka: нежность шоколада передана через запоминающийся образ лиловой коровы из Альп. Источник: официальный сайт Milka
Нейминг
Нейминг включает разработку названия, слогана и дескриптора.
- Название бренда. Хорошее название легко произносится и запоминается, отличает бренд от конкурентов, вызывает только позитивные ассоциации и звучит привлекательно для целевой аудитории. Часто название прямо отражает суть бренда, но в некоторых случаях никак не ассоциируется с продуктами, зато создаёт яркий и запоминающийся образ, как в случае Apple.
Важно, чтобы название было доступно для регистрации в качестве торгового знака. Для начала можно просто обратиться к Яндексу или Google: узнать, использованы ли уже понравившиеся вам варианты. Для более точной проверки используют специальные сервисы, например «Онлайн Патент».
- Слоган — креативно сформулированное на языке целевой аудитории ключевое сообщение бренда. Хороший слоган простой, убедительный, легко запоминается и вызывает ощущение причастности. Так, слоган Т-Банка — «Каждый рубль за каменной стеной». Он отражает ключевое сообщение — безопасность сбережений — и транслирует его с помощью знакомых аудитории ассоциаций.
Если ключевое сообщение, как правило, одно, то слоганов может быть несколько — например, для разных рекламных кампаний. Ключевое сообщение Sprite — Sprite утоляет жажду. При этом бренд использует разные слоганы, среди которых «Имидж ничто — жажда всё» и «Не дай себе засохнуть». - Дескриптор — краткое объяснение того, чем бренд занимается: сеть салонов красоты, сервис доставки продуктов, натуральная косметика. Дескриптор можно встретить на вывеске или рядом с названием на логотипе.
В отличие от слогана, дескриптор не должен быть креативным — здесь важна точность: незнакомый с брендом человек должен быстро понять, какой товар или услугу может получить. В целом дескриптор необязателен, но полезен для новых брендов или брендов с абстрактными названиями, по которым невозможно сразу определить сферу деятельности.
Фирменный стиль
Фирменный стиль, или визуальная айдентика, — это набор элементов, которые служат для визуальной идентификации бренда. Включает логотип, цвета и шрифты, стиль иллюстраций, фотостиль, дизайн мерча, фирменную графику, например иконки и узоры, — набор зависит от масштаба и задач бренда.
Главный визуальный идентификатор бренда — логотип. При взгляде на логотип бренд узнают, запоминают и отличают от конкурентов.
Логотип может выглядеть как:
Главный визуальный идентификатор бренда — логотип. При взгляде на логотип бренд узнают, запоминают и отличают от конкурентов.
Логотип может выглядеть как:
- текст — название бренда, написанное фирменным шрифтом;
- знак — графический символ или иконка;
- эмблема — яркий визуальный образ.
Пример логотипа с полным названием бренда. Источник: официальный сайт авиакомпании «Победа»
Пример логотипа-знака. Источник: официальный сайт Альфа-Банка
Пример логотипа-эмблемы. Источник: официальный сайт Mercedes-Benz
- Опираться на бренд-платформу. Фирменный стиль должен поддерживать общую идею, поэтому дизайнерам следует погрузиться в контекст бренда, а не просто ориентироваться на пожелания из брифа в духе «нравится синий цвет и шрифты без засечек».
- Учитывать особенности целевой аудитории. Лучше на старте прислушаться к её мнению — создать хотя бы пару вариантов и протестировать их с помощью интервью: все ли образы понятны, какие эмоции вызывает дизайн, можно ли быстро воспроизвести его в памяти, нет ли негативных ассоциаций.
- Отличаться от конкурентов и избегать клише. Часто используемые элементы визуально делают бренд заурядным: так, индустрия красоты любит цветочные мотивы, а связанные с недвижимостью бренды включают в логотип схематичное изображение дома — чтобы выделиться, имеет смысл отказаться от шаблонов и потратить больше времени на поиск уникальных идей.
- Стремиться к простоте. Во-первых, лаконичный фирменный стиль проще адаптировать для разных платформ и носителей. Во-вторых, логотип с большим количеством деталей будет сложнее воспринимать, а в миниатюрных форматах, например, на визитках или в интерфейсе мобильного приложения, он может стать совсем нечитаемым. В-третьих, перегруженный дизайн хуже запоминается.
- Бренд-платформа и коммуникационная архитектура вместе составляют брендбук — главный внутренний документ бренда. Он помогает поддерживать целостность и единообразие всех коммуникаций. Брендбук оформляют в удобной для себя форме — чаще в виде книги или презентации.
Часть брендбука может быть доступна публично — в виде отдельной страницы на официальном сайте, как у Ozon, или в формате скачиваемой презентации, как у Краснодарского края и Аэрофлота.
Брендбук иногда путают с гайдлайном, но это разные документы. Брендбук охватывает все аспекты брендинговой коммуникации и направлен на широкую аудиторию, от маркетологов и менеджеров по продажам до бизнес-партнёров. Гайдлайн — узкоспециализированный документ. Это руководство по использованию фирменного стиля, предназначенное в первую очередь для дизайнеров. Вот пример гайдлайна от Сбера.
Регулярная коммуникация
Регулярная коммуникация — это систематический контакт бренда с аудиторией в выбранных каналах продвижения. Контакт происходит, когда пользователь читает пост в Telegram, слышит название бренда по радио, видит новый продукт в руках любимого блогера.
Выбор каналов коммуникации зависит от целей бренда. Брендам-новичкам особенно важно повышать узнаваемость — на начальном этапе хорошо работают охватные кампании, которые способны познакомить с брендом большу́ю часть аудитории. Стóит обратить внимание на медийную рекламу, наружную рекламу, рекламу на телевидении и в печатных изданиях, коллаборации с популярными у целевой аудитории блогерами, участие в крупных фестивалях и выставках.
Выбор каналов коммуникации зависит от целей бренда. Брендам-новичкам особенно важно повышать узнаваемость — на начальном этапе хорошо работают охватные кампании, которые способны познакомить с брендом большу́ю часть аудитории. Стóит обратить внимание на медийную рекламу, наружную рекламу, рекламу на телевидении и в печатных изданиях, коллаборации с популярными у целевой аудитории блогерами, участие в крупных фестивалях и выставках.
Коммуникационная архитектура — это конструктивное решение, опоры, арки, колонны и контрфорсы, а регулярная коммуникация — экстерьер и интерьер.
В случае с регулярной коммуникацией основная ошибка — говорить лишь во время рекламных кампаний и про новые скидки. Бренд — личность. Значит, у него есть увлечения, мнение о политике, свежие мысли о модной одежде, кино и музыке, друзья и оппоненты. И большая потребность высказываться. Если подключить PR и возвращать в инфополе социально значимые темы, пропущенные сквозь призму бренда, поднимать показатели BHT будет гораздо легче, чем просто через управление продуктом.
В случае с регулярной коммуникацией основная ошибка — говорить лишь во время рекламных кампаний и про новые скидки. Бренд — личность. Значит, у него есть увлечения, мнение о политике, свежие мысли о модной одежде, кино и музыке, друзья и оппоненты. И большая потребность высказываться. Если подключить PR и возвращать в инфополе социально значимые темы, пропущенные сквозь призму бренда, поднимать показатели BHT будет гораздо легче, чем просто через управление продуктом.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Коммуникационная архитектура — это конструктивное решение, опоры, арки, колонны и контрфорсы, а регулярная коммуникация — экстерьер и интерьер.
В случае с регулярной коммуникацией основная ошибка — говорить лишь во время рекламных кампаний и про новые скидки. Бренд — личность. Значит, у него есть увлечения, мнение о политике, свежие мысли о модной одежде, кино и музыке, друзья и оппоненты. И большая потребность высказываться. Если подключить PR и возвращать в инфополе социально значимые темы, пропущенные сквозь призму бренда, поднимать показатели BHT будет гораздо легче, чем просто через управление продуктом
В случае с регулярной коммуникацией основная ошибка — говорить лишь во время рекламных кампаний и про новые скидки. Бренд — личность. Значит, у него есть увлечения, мнение о политике, свежие мысли о модной одежде, кино и музыке, друзья и оппоненты. И большая потребность высказываться. Если подключить PR и возвращать в инфополе социально значимые темы, пропущенные сквозь призму бренда, поднимать показатели BHT будет гораздо легче, чем просто через управление продуктом
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
BHT (brand health tracking, или трекинг здоровья бренда) — периодическое исследование, которое помогает оценить состояние бренда по ключевым показателям, включая узнаваемость, позитивное и негативное восприятие, лояльность. Показывает динамику развития бренда.
Стратегия развития бренда
Стратегия развития бренда, или бренд-стратегия, — это формализованный план, по которому будет развиваться бренд исходя из общих целей бизнеса. Бренд-стратегия позволяет понять, каким станет бренд в перспективе и что для этого будут делать. Стратегию чаще всего оформляют в виде презентации. В ней прописывают:
- Видение бренда — общее представление о будущем: куда компания движется и кем хотим быть. Это стратегическое русло, где намечено направление развития, без метрик и сроков. В отличие от миссии, которая направлена вовне, видение фокусируется на самом бизнесе: к примеру, стать сетью кофеен № 1 в России или войти в топ-5 инновационных банков мира. Видение бренда Северсталь — «быть лидером металлургии будущего и компанией первого выбора для клиентов и партнёров».
Сформулировав видение, переходят к планированию. - Количественные цели. Это краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, которые можно измерить. Они составляют три уровня планирования. Цели могут включать рост лояльности к бренду или рост органического трафика.
Допустим, хочется повышать показатель рассмотрения бренда (brand consideration). Метрика показывает, как часто продукт бренда рассматривают при покупке. Краткосрочная цель — повысить показатель на 20% за год, среднесрочная — на 50% за три года, долгосрочная — на 70% за пять лет. По тому же принципу формулируют остальные цели. То есть среднесрочные цели — продолжение краткосрочных, а долгосрочные — среднесрочных. - Метафорические цели. По формулировке они абстрактны и близки к видению: выпустить самые комфортные джинсы, стать любимым брендом джинсовой одежды для молодёжи России и СНГ, сделать так, чтобы каждый россиянин от 18 до 45 лет хотя бы раз упоминал бренд в личной коммуникации. Как правило, метафорические цели качественные, а не количественные — их нельзя измерить. Часто они нереалистичны. Метафорические цели служат как идеологические ориентиры и источники вдохновения для команды.
- Факторы силы — то, что придаёт уверенности в достижении целей. Это сильные стороны бренда, такие как быстрая адаптируемость к трендам или яркая легенда о создании, которая легко находит отклик у аудитории.
- Каналы коммуникации и метрики, которых бренд хочет достичь в этих каналах. К каналам относятся соцсети, реклама по радио и на телевидении, таргетированная реклама, продвижение через блогеров. Для каждого канала прописывают подход и акценты: например, в Telegram планируют делиться тематическими мемами. Возможные метрики — количество подписчиков и уровень вовлечённости.
- Коммуникационные фокусы. Это те задачи, которые наиболее важны на определённом этапе развития и которые планируют решить с помощью коммуникации. Например, на старте бренд фокусируется на том, чтобы донести до аудитории личную историю основателя. Уже существующий бренд может сосредоточиться на трансформации своего образа в глазах аудитории: к примеру, ранее ориентированная на молодёжь онлайн-школа хочет стать более понятной и близкой людям старше 40 лет. На одном этапе лучше придерживаться до трёх коммуникационных фокусов.
- Исследования. Здесь расписывают методы, с помощью которых планируют оценивать эффективность брендинга — от опросов и глубинных интервью до анализа отзывов и комментариев в соцсетях.
- Бюджет. Рассчитывают, сколько и в какие сроки планируют потратить на брендинг-активности в каждом канале.
Как создать бренд с нуля
1. Конкретизировать целевую аудиторию
Всех потребителей группируют в 6−8 сегментов в зависимости от цели использования продукта: например, заказывать клининг могут после ремонта, для пожилых родителей или как регулярную помощь в уборке загородного дома. Затем выбирают сегмент с наибольшим потенциалом и на его основе составляют портрет идеального потребителя — это и будет описание целевой аудитории.
2. Проанализировать конкурентов
Составляют список из 4−6 главных конкурентов, а затем собирают информацию о каждом из них. Так, на официальных сайтах можно найти преимущества продукта и сервиса, в соцсетях — посмотреть, какой контент публикуют и как на него реагирует аудитория. Полезно изучить отзывы на сайтах-отзовиках и посмотреть, как часто и в каком контексте конкурентов упоминают в СМИ, например в отраслевых изданиях.
Анализ помогает понять слабые и сильные стороны конкурентов, а также определить их позиционирование — то, от чего предстоит отстраиваться, формируя идентичность бренда.
Анализ помогает понять слабые и сильные стороны конкурентов, а также определить их позиционирование — то, от чего предстоит отстраиваться, формируя идентичность бренда.
3. Найти инсайт аудитории и связать его с уникальным торговым предложением
Сначала разбивают поведение потребителей на отдельные ситуации: выбор, покупка, отказ, использование продукта и другие. Каждую ситуацию описывают одним предложением, а затем к каждому предложению формулируют вопросы, например: «Почему вы выбираете именно этот продукт?», «Что вы в этот момент чувствуете?», «Что вам мешает?». Эти вопросы задают представителям целевой аудитории, чтобы выявить их истинные мотивы.
В ответах находят потенциальные инсайты — там, где есть противоречия и напряжённость, отсылки к тайным удовольствиям и нереализованным потребностям, отход от типичных представлений о том, как люди выбирают и используют продукт. Инсайты оценивают: насколько они правдоподобны, могут ли быть чётко сформулированы, дают ли конкурентное преимущество. Слишком узкие и уже используемые конкурентами инсайты отбрасывают.
Важно сосредоточиться на наиболее широком инсайте, применимом для большей части целевой аудитории. Необходимо учитывать и сильные стороны продукта: важно, чтобы бренд действительно мог закрыть боль потребителей и делал это лучше, чем конкуренты.
Объединив уникальное торговое предложение и сильный, близкий аудитории образ, есть высокий шанс стать той самой lovemark — брендом, который установил глубокую эмоциональную связь с аудиторией.
В ответах находят потенциальные инсайты — там, где есть противоречия и напряжённость, отсылки к тайным удовольствиям и нереализованным потребностям, отход от типичных представлений о том, как люди выбирают и используют продукт. Инсайты оценивают: насколько они правдоподобны, могут ли быть чётко сформулированы, дают ли конкурентное преимущество. Слишком узкие и уже используемые конкурентами инсайты отбрасывают.
Важно сосредоточиться на наиболее широком инсайте, применимом для большей части целевой аудитории. Необходимо учитывать и сильные стороны продукта: важно, чтобы бренд действительно мог закрыть боль потребителей и делал это лучше, чем конкуренты.
Объединив уникальное торговое предложение и сильный, близкий аудитории образ, есть высокий шанс стать той самой lovemark — брендом, который установил глубокую эмоциональную связь с аудиторией.
4. Сформулировать позиционирование
В одном-трёх предложениях резюмируют ключевые отличия бренда, которые основаны на уникальном торговом предложении и отвечают на найденный инсайт.
Например, позиционирование Zara — модная одежда по доступным ценам с постоянным обновлением коллекций. Позиционирование Venus от Gillette — бритва, созданная специально для женщин, которая учитывает особенности женского тела, обеспечивает гладкую кожу и комфортное бритьё.
Например, позиционирование Zara — модная одежда по доступным ценам с постоянным обновлением коллекций. Позиционирование Venus от Gillette — бритва, созданная специально для женщин, которая учитывает особенности женского тела, обеспечивает гладкую кожу и комфортное бритьё.
5. Продумать бренд-платформу и коммуникационную архитектуру
Бренд-платформа — это детализированное позиционирование. Двигаясь от основания к вершине — от описания целевой аудитории и конкурентов к кратко сформулированной сути — шаг за шагом формируют индивидуальность бренда.
Затем продумывают, как именно транслировать эту индивидуальность вовне — за это отвечает коммуникационная архитектура. Работу над архитектурой начинают с системы сообщений, голоса бренда и креативной концепции. На их базе придумывают название и слоган. Визуализация бренда, то есть разработка фирменного стиля, завершает создание коммуникационной архитектуры.
Затем продумывают, как именно транслировать эту индивидуальность вовне — за это отвечает коммуникационная архитектура. Работу над архитектурой начинают с системы сообщений, голоса бренда и креативной концепции. На их базе придумывают название и слоган. Визуализация бренда, то есть разработка фирменного стиля, завершает создание коммуникационной архитектуры.
6. Разработать бренд-стратегию
Начинают с видения бренда: общая картина будущего задаёт весь курс стратегии. Утвердив видение, переходят к постановке целей, а затем и к остальным блокам.
Бренд-стратегия вторична по отношению к маркетинговой стратегии, а цели брендинга вытекают из маркетинговых. Например, если маркетинговая цель — занять определённую долю рынка, брендинг в своих целях фокусируется на росте узнаваемости, чтобы увеличить общее число клиентов. Если в рамках маркетинговых целей хотим повысить повторные продажи, то брендинговые цели будут касаться роста показателя лояльности.
Кроме того, бренд-стратегия должна согласовываться с продуктовой стратегией. В идеале стратегию развития продукта разрабатывают до бренд-стратегии, но иногда их создают параллельно. В некоторых нишах бренд-менеджер может выполнять функции продакт-менеджера.
Бренд-стратегия вторична по отношению к маркетинговой стратегии, а цели брендинга вытекают из маркетинговых. Например, если маркетинговая цель — занять определённую долю рынка, брендинг в своих целях фокусируется на росте узнаваемости, чтобы увеличить общее число клиентов. Если в рамках маркетинговых целей хотим повысить повторные продажи, то брендинговые цели будут касаться роста показателя лояльности.
Кроме того, бренд-стратегия должна согласовываться с продуктовой стратегией. В идеале стратегию развития продукта разрабатывают до бренд-стратегии, но иногда их создают параллельно. В некоторых нишах бренд-менеджер может выполнять функции продакт-менеджера.
Каким трендам следует брендинг в 2025 году
Бренды реагируют на изменения в обществе, технологиях и предпочтениях аудитории. Вот несколько тенденций, которые полезно знать.
Фокус на развитии комьюнити в соцсетях
Сообщества и каналы в социальных сетях становятся центрами притяжения, где аудитория объединяется вокруг бренда. Здесь пассивные пользователи товара или сервиса становятся активными поклонниками и адвокатами бренда: публикуют собственный связанный с брендом контент, общаются друг с другом, встают на сторону бренда в дискуссиях с его критиками.
ESG-подход
86% россиян ожидают от бизнеса больше проектов устойчивого развития. Ответственные бренды — в тренде, поэтому бизнесы стараются следовать ESG-принципам и говорить об этом. ESG-принципы включают защиту окружающей среды (environmental), социальную ответственность перед сотрудниками, клиентами и обществом в целом (social), высокое качество корпоративного управления (governance) — сюда относится, например, противодействие коррупции.
Бренды показывают, что разделяют этические принципы аудитории: в коммуникации подчёркивают, что следуют политике инклюзивности при найме и создают комфортные условия для работников, инициируют экологические акции, открыто публикуют финансовые отчёты.
Бренды показывают, что разделяют этические принципы аудитории: в коммуникации подчёркивают, что следуют политике инклюзивности при найме и создают комфортные условия для работников, инициируют экологические акции, открыто публикуют финансовые отчёты.
«Лемана ПРО» транслирует приверженность принципам устойчивого развития. Источник: официальный сайт «Лемана ПРО»
Интеграция технологий дополненной и виртуальной реальности
Виртуальная реальность (virtual reality, или VR) погружает аудиторию в полностью смоделированное трёхмерное пространство, а дополненная реальность (augmented reality, или AR) позволяет совмещать цифровые элементы, например нарисованные 3D-модели, и реальный мир.
В результате пользователь получает уникальный опыт взаимодействия с брендом — будь то возможность примерить одежду онлайн, прогуляться по музею или представить свой будущий интерьер.
В результате пользователь получает уникальный опыт взаимодействия с брендом — будь то возможность примерить одежду онлайн, прогуляться по музею или представить свой будущий интерьер.
В виртуальном шоуруме LG пользователь может больше узнать о продуктах бренда и увидеть, как они смотрятся в интерьере. Источник: официальный сайт LG
Виртуальные бьюти-сервисы от L’Oréal Paris: пользователю достаточно загрузить фото, чтобы увидеть себя в новом образе с использованием косметики бренда или подобрать индивидуальную программу ухода после ИИ-диагностики кожи. Источник: официальный сайт L’Oréal Paris
Китаизация
- Важный тренд брендинга в 2025 году — это китаизация инфополя и трансляция аудитории образа Китая. Каждый говорит о Дне космонавтики Китая, новой оснащённости на заводах китайских автопроизводителей, обсуждает, как транскрибировать китайские слова, минуя искажения латиницы. Встроить нарратив о китайском в положительном и высокотехнологичном ключе в свою коммуникацию — значит оседлать интерес общественности и повысить свои метрики вовлечения и охватов.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Важный тренд брендинга в 2025 году — это китаизация инфополя и трансляция аудитории образа Китая. Каждый говорит о Дне космонавтики Китая, новой оснащённости на заводах китайских автопроизводителей, обсуждает, как транскрибировать китайские слова, минуя искажения латиницы. Встроить нарратив о китайском в положительном и высокотехнологичном ключе в свою коммуникацию — значит оседлать интерес общественности и повысить свои метрики вовлечения и охватов.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Пример китаизации в брендинге — анонс новых блюд в меню Вкусно — и точка. Источник: официальный сайт Вкусно — и точка
Дипломатичность
Когда компания делится мнением по актуальным темам, она старается аккуратно рассуждать о резонансных событиях, в том числе с политическим подтекстом.
- Бренд не может молчать. Но мы живём в крайне турбулентный исторический отрезок времени, и новые вводные появляются в течение нескольких месяцев, недель и даже дней. При этом минимальный срок для развёрнутой PR-кампании — шесть месяцев. Поставить её на стоп будет слишком затратно, а удаление сообщений из «интернета, который помнит всё» скорее настроит клиентов против бренда, чем спасёт репутацию. Поэтому говорить нужно, но скорее подчёркивая индивидуальность и стиль, чем вынося какое-либо конечное суждение.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Бренд не может молчать. Но мы живём в крайне турбулентный исторический отрезок времени, и новые вводные появляются в течение нескольких месяцев, недель и даже дней. При этом минимальный срок для развёрнутой PR-кампании — шесть месяцев. Поставить её на стоп будет слишком затратно, а удаление сообщений из «интернета, который помнит всё» скорее настроит клиентов против бренда, чем спасёт репутацию. Поэтому говорить нужно, но скорее подчёркивая индивидуальность и стиль, чем вынося какое-либо конечное суждение.
- Александра КалининаСпециалист по брендингу, PR и коммуникациям
Резюмируем
- Бренд ― это образ, с помощью которого рыночный субъект транслирует целевой аудитории, что разделяет её ценности и способен закрыть её боли.
- Брендинг ― процесс создания и развития бренда. Именно брендинг помогает отстраиваться от конкурентов, повышать узнаваемость, делать продукт более ценным в глазах аудитории и выстраивать доверие.
- Наиболее популярные виды брендинга — продуктовый, корпоративный, персональный, территориальный и событийный.
- Сильный бренд состоит из бренд-платформы, коммуникационной архитектуры, регулярной коммуникации и стратегии развития.
- Создание бренда с нуля включает шесть основных этапов — от выбора ключевого сегмента целевой аудитории до разработки бренд-стратегии.
- К трендам брендинга относят фокус на развитии комьюнити в соцсетях, ESG-подход, интеграцию AR- и VR-технологий, китаизацию и дипломатичность в высказываниях на острые темы.
Читать также
Мнение автора и редакции может не совпадать.
Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Чтобы быть в курсе всех новостей и не пропускать новые статьи, присоединяйтесь к Telegram-каналу Нетологии.
Редакция
Медиа Нетологии
Оцените статью